«Грачи» полетели…
В среду все российские СМИ запестрели сообщениями о том, что главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин снял запрет на полёты штурмовиков «Су-25». А первоначальный вывод специальной комиссии гласит: «Грач» (так его называют в войсках. – Ред.) ве
В среду все российские СМИ запестрели сообщениями о том, что главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин снял запрет на полёты штурмовиков «Су-25».
А первоначальный вывод специальной комиссии гласит: «Грач» (так его называют в войсках. – Ред.) ведущего был сбит ракетой самолёта ведомого. Лётчик не успел катапультироваться и погиб в воздухе. Это подтвердил и помощник главкома полковник Александр Дробышевский.
В Приморье базируются два полка штурмовой авиации, причём один из них довольно знаменитый - 18-й гвардейский Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова второй степени и дважды кавалер французского ордена «Почётного легиона» полк «Нормандия – Неман». Он расположен в Галёнках. Однако в состоянии постоянного боевого дежурства находится боевая часть 11-й армии ВВС и ПВО, расквартированная в Черниговке. Оттуда и поднимались «Грачи» 20 марта для проведения учебно-боевого полёта.
Сразу после происшествия поочерёдно возникали версии: отказ техники, самопроизвольный подрыв собственной ракеты при запуске. Оказалось всё трагичнее и абсурднее. Комиссия ещё выяснит причину атаки ведомым своего ведущего. Скорей всего, офицер случайно нажал пуск ракеты. Но здесь возникает другой вопрос: почему не сработала система «свой-чужой»? Вот что пояснили корреспонденту «В» знающие офицеры. Системы на ракете могло просто не быть, или она была отключена, или не сработала по непонятным причинам. На самолёте, который атакуют, должно было сразу же загореться табло с предупреждением об атаке. Даже если лётчик не катапультируется самостоятельно, за него это должна сделать катапульта. И тут появляется другое предположение: атака была произведена с близкого расстояния.
Уместно вспомнить, что аэродром, с которого неделю назад взлетали на задание «Грачи», уже фигурировал в сводках чрезвычайных происшествий. Дело в том, что этот аэродром делят два полка – «Су-25» и «Ми-24». Несколько лет назад после очередных учений на Сергеевском полигоне в присутствии тогдашнего министра обороны Сергея Иванова пара «летающих танков» при заходе на посадку столкнулась в небе и, упав на землю с небольшой высоты, разрушилась. Погибли люди.
А вот что касается боевых самолётов, то последний инцидент в Приморье произошёл менее 10 лет назад. «Су-27» отправился с одного из аэродромов на юге края в тренировочный ночной полёт. В темноте лётчик при наборе высоты вошёл в плотную облачность и потерял ориентацию. Приборы показывали, что всё нормально – машина поднимается вверх. Но офицер не поверил приборам, посчитал, что самолёт падает, запаниковал. И катапультировался. Истребитель-перехватчик разбился.
Следствие продолжается. Кроме того, ведётся расследование в рамках возбуждённого уголовного дела военной прокуратурой.
~~Справка «В»
«Су-25» был принят на вооружение в 1980 году. Летавшие на нём пилоты в один голос признают – очень удачная машина и до сих пор не имеет аналогов в зарубежных ВВС. Это подтверждает успешная работа в последних локальных конфликтах. Боевая высота от 700 до 7000 метров, дальность боевого радиуса 1250 км. Кабина пилота снизу особо защищена от ударов противника с земли. Удачная планёрность и небольшая полоса для взлёта и посадки делают самолёт особо живучим. Несёт на борту двуствольную 30-мм пушку, а также различные бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».~~
Автор: Николай Кутенких Николаевич