Зацени, студент!
Хлеб, бензин, что ещё там дорожает? Мозги! В этом году государство выделяет на обучение одного студента в университете 78 тысяч рублей в год. А три года назад было всего 15 тысяч. Увеличится ли в «разы» жалованье преподавателей? Увы, нет...
Хлеб, бензин, что ещё там дорожает? Мозги! В этом году государство выделяет на обучение одного студента в университете 78 тысяч рублей в год. А три года назад было всего 15 тысяч.
Увеличится ли в «разы» жалованье преподавателей? Увы, нет. Зато увеличение «бюджетного финансирования» означает, что обучение по договору должно подорожать. Ведь университет не имеет права с «договорников» брать меньше, чем ему «платит» государство. А за 78 тысяч рублей – то есть более чем за три тысячи долларов в год – можно найти место и в австралийском университете.
Парадокс, но сегодня бесплатных (бюджетных) мест в вузах больше, чем при советской власти. Однако правительство опомнилось и уже грозится резко сократить финансирование «невостребованных специальностей». Вузы ждут, сколько бюджетных мест и по каким специальностям им достанется.
К тому же государство решило, что и самих вузов, перемалывающих казённые деньги, слишком много. По нынешним планам в стране останется десяток «национальных университетов», а остальные получат статус «автономных учреждений» и будут переведены почти полностью на «самоокупаемость». Выживут? Хорошо! Нет? Значит, их услуги не нужны.
Но если не в вуз, то куда? Прежняя система профтехобразования – разрушена. Зачем идти в ПТУ или техникум, когда можно сразу в вуз. Но если даже её восстановить, то где работать выпускнику техникума?
Наша экономика держится на купи-продай-услужи, и для неё идеален выпускник вуза с его высокой мобильностью и гибкостью – всеядный менеджер, который знает всё обо всем и ничего конкретно не умеет делать. Зачем? Ведь завтра придётся переучиваться для новой работы. Менеджер, который сам гайку не нарежет взамен запившего токаря, руду не найдёт, конструкцию не рассчитает, но может раз в три года менять работу вслед за колебаниями «глобальной экономики». Сегодня он в «торговых сетях», завтра - в «банковской сфере», послезавтра – продвигает нанотехнологии. Целый слой образованных людей нашёл себя в «некоммерческих организациях» и научился кормиться «грантами», которые западные фонды выдают на такие безделицы, как «построение гражданского общества в одной отсталой стране».
Таких вот юристов-менеджеров-правозащитников в стране образовался большой избыток. Но это – объективная реакция людей на реальную экономическую и политическую ситуацию. А теперь государство хочет для какой-то будущей идеальной экономики готовить новых специалистов. Какая будет экономика в России через пять лет – никто не знает. Есть одно определение, от отрицания: экономика должна преодолеть «сырьевую зависимость». Но что мы будет делать: траулеры, самолёты, космические корабли, трактора? Или что-то незаметное глазу с приставкой «нано»? Итак, кто нужен – непонятно, но уже принято решение расходы на высшее образование снять с государственных плеч и возложить на студенческие.
В ближайшие год-два, если новый президент ничего не изменит, места в вузах начнут резко сокращаться.
Автор: Андрей Калачинский