Госпомощь, дорогой бизнес!

Не так давно разные приморские СМИ говорили о скором и значительном росте цен на чай. Мол, Россельхознадзор утвердил список пунктов пропуска, через которые в Россию можно ввозить мешковой чай, в который не вошёл порт Владивосток. В то же время разные уже

25 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2310 от 25 март 2008
3151b1f350ad0ead2ef76e5f9add2243.jpg

Не так давно разные приморские СМИ говорили о скором и значительном росте цен на чай. Мол, Россельхознадзор утвердил список пунктов пропуска, через которые в Россию можно ввозить мешковой чай, в который не вошёл порт Владивосток. В то же время разные уже российские СМИ тиражировали заявления премьер-министра России Виктора ЗУБКОВА, который обрушился с критикой на чиновников, препятствующих бизнесу. Не правда ли, противоречащие события? Именно эти противоречия и изучил корреспондент «В».

Чайная церемония

Начнём с чая. Озлобился на индийский товар Россельхознадзор в начале года, когда в порт Новороссийск прибыла партия кунжута, где был найден вредитель - капровый жук. После этого ведомство запретило поставку в Россию чая, кофе, специй. Однако вскоре разрешило, но уже только через два порта - в Санкт-Петербурге и Калининградской области. По неофициальной информации приморских специалистов, сделано это было не без усердий большинства поставщиков чая и кофе, которые, конечно, дислоцируются в центральной части России. И вот получилось так, что остальные поставщики всего индийского - а их по России раз-два и обчёлся - остались не у дел. Сами представьте, каково это будет: везти из Индии товар в Санкт-Петербург, а потом по России матушке во Владивосток.

Конечно, в Приморском крае не 10 компаний, которые валом везут в край индийские товары. Ну, пусть одна. Но почему ей должны ставиться такие препоны в деятельности? Чем хуже компания, располагающаяся во Владивостоке, подобной, но располагающейся в культурной столице нашей прекрасной Родины?


- Пока наш фасовочный завод, на котором занято 40 человек, не стоит, - рассказывает руководитель компании «Джей Рус» Танмай ЧАКРАБАРТИ. - Ещё есть трёхмесячный запас чая, в феврале пришёл последний контейнер, и наши дистрибьютеры обеспечены товаром. Но что делать потом, мы не знаем. Естественно, осуществлять поставки через Петербург будет очень дорого. Сейчас мы поставляем чай низкого ценового уровня, и увеличение стоимости пачки чая даже на 50 копеек будет ощутимым для кармана наших потребителей. Но, к сожалению, говорить об увеличении на 50 копеек в сложившихся условиях вообще не приходится, оно в случае поставок через Петербург будет куда выше.

Компания «Джей Рус» поставляла и пока ещё поставляет такие известные недорогие марки чая, как «Голд Бонд», «Король джунглей», «Виктория», практически по всему Дальнему Востоку и на территории вплоть до Иркутска. Причём большая часть поставок приходится на глубинку, где спрос на дешёвый чай колоссален.

Кстати, официальное объяснение того же Россельхознадзора, почему это он решил «открыть» Санкт-Петербург и порт в Калининградской области, а Владивосток - нет, так и не было озвучено. Именно истинная причина. Конечно, был капровый жук. Но чем теперь Владивосток оказался хуже других портов, непонятно, и почему приморских бизнесменов поставили в заведомо неравные условия, остаётся тайной за семью печатями.

А ещё пару недель назад губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН встречался c генеральным консулом Республики Индия во Владивостоке господином Кумаром ВИВЕКОМ. После чего пресс-служба краевой администрации распространила следующий пресс-релиз: «В ходе переговоров обсуждались вопросы расширения социально-экономического и инвестиционного сотрудничества между двумя территориями. Стороны подчеркнули, что на протяжении многих лет Россия и Республика Индия поддерживают доверительные партнерские отношения. Отметим, что Приморский край активно сотрудничает с Индией во многих областях.

В 2007 году торговый оборот Приморского края с Индией увеличился в 4 раза, или на 27,2 миллиона долларов, по сравнению с 2006 годом и составил 36,1 миллиона долларов США. Экспорт представлен судами, лодками, плавучими конструкциями, электрическими машинами, оборудованием.

Основную статью импорта - почти 80 процентов - по-прежнему составляет чай (!!! - Прим. авт.), кроме того, из Индии в Приморье поставляются пищевые продукты, бумага, картон, текстильные изделия, стекло и прочие товары.

Однако в настоящее время имеющийся потенциал в области экономики не используется в полной мере. Удельный вес Индии во внешнеторговом обороте края составляет всего 0,6 процента. Сергей Дарькин проинформировал господина Вивека о перспективных проектах, которые будут реализовываться в Приморском крае уже в ближайшее время». А как же чай?..

Мясная трагедия


Другая история - мясная. «В» рассказывал о ней в конце прошлого года. Тогда, а именно в ноябре, Федеральная таможенная служба приказом № 1283 определила места декларирования мясной продукции, где не значился ни один порт Приморского края. И собиралась это нововведение осуществить с 1 февраля наступившего года. В Ассоциации импортёров мясопродуктов Дальнего Востока были искренне удивлены, ведь около 90 процентов импортного мяса на территорию вплоть до Урала поставляется именно через Владивосток, о чём наверняка свидетельствуют таможенные отчёты. В конце прошлого года импортёры мяса грозились многократным повышением цен на эту социально значимую продукцию. Однако...

По мнению представителей Ассоциации импортёров мясопродуктов Дальнего Востока, решение закрыть таможенный кордон для мяса во Владивостоке было принято немного несвоевременно, до президентских выборов. И действительно, не прошло и полгода, как исполнение приказа решили отсрочить.

Теперь для мясной продукции невозможно будет таможенное оформление во Владивостоке с 14 апреля.

- Мы всё-таки надеемся, что разум возобладает и ситуация изменится, непонятный, необоснованный приказ отменят, - говорит член Ассоциации импортёров мясопродуктов Дальнего Востока Игорь ДОРОХОВ. - Иначе мы привезём свои контейнеры в торговый порт и просто заблокируем его работу. Поставим фуры на федеральной трассе.

К сожалению, кроме забастовки, у нас нет методов борьбы за право вести законный бизнес. Причём такой, который необходим людям.

Кстати, ситуация с мотивацией такого решения федерального органа зеркальна чайной -никакого объяснения опять-таки нет. Почему раньше мясо «растаможивали» во Владивостоке, а теперь вдруг стало нельзя? Есть ли объективные причины тому, что приморские бизнесмены опять ставятся в неравные условия по сравнению с предпринимателями, трудящимися в других «столичных» регионах?

Железнодорожная несовместимость

И последняя история. Про изолят соевого белка - продукцию, которая используется в пищевой промышленности (например, при изготовлении колбасы). Эта история касается многих участников рынка, просто стала она известна именно от поставщика этого самого изолята.

А началась она с мая прошлого года на железнодорожной станции Гродеково. Опять-таки ни с того ни с сего изменилась процедура выдачи грузов коммерсантам. С каждого вагона коммерсанты, везущие самые различные товары из КНР, стали платить дополнительные 25-30 тысяч рублей.

Камнем преткновения и основным аргументом изменения существовавших многие годы правил в этой истории стало то, что китайская и российская железные дороги имеют разную ширину колеи. Следовательно, из китайских вагонов просто необходимо перегрузить товар в российский вагон для его дальнейшей транспортировки. Однако логика сохраняется до тех пор, пока владелец груза хочет транспортировать его по России железной дорогой. А если он считает, что выгоднее груз доставить автотранспортом? Раньше железнодорожники не видели в этом никаких проблем и выдавали груз для дальнейшей погрузки в фуры. Однако с мая прошлого года вдруг решили, что из китайского вагона груз может перегружаться только в российский вагон. Без вариантов.

И вот почти год на станции Гродеково можно наблюдать такую картину: двери российского вагона с обеих сторон открыты настежь, через этот вагон грузчики перебегают с мешками разного груза и несут его в автомобили. Формальность соблюдена. Груз побывал в российском вагоне. Пусть и меньше минуты.

Конечно, ОАО «РЖД» не орган власти, но 100 процентов акций этого предприятия принадлежит государству, поэтому получается, что опосредованно, но именно государство и создало эту проблематичную ситуацию.

Сейчас в разных ведомствах - Федеральной антимонопольной службе, прокуратуре, Минтрансе, администрации президента - лежит множество заявлений и жалоб с просьбой разобраться в действиях монополиста. И вот не так давно Федеральная антимонопольная служба признала действия ОАО «РЖД» противоречащими законодательству с 23 апреля по 23 сентября прошлого года.

Предприниматели намерены на основе этого решения взыскать средства с ОАО «РЖД», которые оно это время получало от бизнесменов за перегруз незаконно. А это около двух миллионов рублей для каждой компании (суммы разные, но средняя примерно такая), которая импортировала товар из Китая. Как обещают коммерсанты, это далеко не конец битвы за их права вести законный бизнес и против дополнительных и незаконных, на их взгляд, поборов.

No comments

Закончить небольшой обзор хотелось бы словами российского премьер-министра Виктора Зубкова. Как говорится, без комментариев:

- ЧУБАЙС и все эти организации полностью оборзели сегодня. Ни ФАС (Федеральная антимонопольная служба. - Прим. авт.), никто их не контролирует, а за подключение водоканала берут уже 500 тысяч рублей с малого бизнеса.

Никакого «одного окна» нет! Чиновники в этих «окнах» - а их несколько десятков - ждут, пока им принесут взятку. Они требуют взятку от представителей малого бизнеса за сопровождение документов, и в этом случае процедура оформления занимает порядка 10 дней, а без взятки - год.

Куда это годится?! Как долго это будет продолжаться?! Или мы уже смирились со всем этим и считаем, что у нас всё само собой рассосётся? Ничего само собой не рассосётся!

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна