Светлана Комиссаренко: Поколению срочно требуется герой

- Гуляю по Владивостоку и удивляюсь, какой красивый город! – улыбается Светлана Сергеевна. – Вижу в нём сходство с Мурманском, Севастополем, Санкт-Петербургом… Наверное, все города-форпосты похожи друг на друга. Изнутри, понимаете? А уж у Питера и Владиво

18 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2306 от 18 март 2008
43914a7364f55b662c615d0525b87c57.jpg


- Гуляю по Владивостоку и удивляюсь, какой красивый город! – улыбается Светлана Сергеевна. – Вижу в нём сходство с Мурманском, Севастополем, Санкт-Петербургом… Наверное, все города-форпосты похожи друг на друга. Изнутри, понимаете? А уж у Питера и Владивостока, по сути, общая судьба: быть окнами России в мир!

Светлана КОМИССАРЕНКО – доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов – собеседник, можно сказать, уникальный. По делам вуза много ездит по России и СНГ: Киров, Москва, Мурманск, Самара, Якутск, Севастополь, Алма-Ата…

Культурная отдалённость – миф

- Когда я приезжаю в другой город, начинаю жить его жизнью. Покупаю все местные газеты, смотрю местные телеканалы – чтобы погрузиться в атмосферу. У каждого города – свои детали. Вот Владивосток: красивый, но какой же грязный! И как мало светофоров и зебр, как много милиции, усердно создающей пробки своими попытками регулировать движение. Здесь приоритет машин, здесь забыли про человека. Городская культура, среда – не для людей…

Очень странно было слышать разговоры об отдалённости Владивостока. Я приехала из Санкт-Петербурга и, проведя на другом краю страны больше месяца, никакой культурной отдалённости не почувствовала: есть Интернет, книги, есть театры, филармония! Дело не в том, где расположен город, проблема – в потере духовных ценностей общества, которые лежат в основе любой культуры. И Владивосток лишь преломляет общероссийскую проблему. Сегодня мы – вся страна – находимся в состоянии антикультуры вообще. Живём в атмосфере абсолютной бездуховности, я говорю это как специалист, как женщина и как мать.

И недавнее убийство кадета в Уссурийске меня не могло не взволновать. И ведь неважно, где это случилось! Обесценивание человеческой жизни идёт по всей России.

В 1917 году мы очень лихо отбросили все культурные традиции, существовавшие до революции. Принцип «до основания…» остался актуальным и в перестроечные времена: мы же не законсервировали, не сохранили всё то хорошее, что было достигнуто в советское время…


Что имеем в итоге? У нас разрушена – как бы тривиально это ни звучало – система идеалов. Нет героя - для молодёжи, например! А без идеала мы вообще не можем воспитать молодое поколение. Кто-то решил, что Зоя КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ – плохо, Александр МАТРОСОВ – плохо. А вы вспомните, как тонко умели советские идеологи выбирать идеал для поколения! Как точно был подобран Юрий ГАГАРИН, например! Красивый, очень славянской внешности смоленский парень! Здесь, в этой точке, сошлись идеология и народ, и все поняли: Юрий Гагарин – наш герой, и мы хотим быть на него похожи!

От 12 до 18 – время поиска героя. Если не дать поколению идеала, если мы его не выдумаем, извините меня за этот глагол, молодые найдут себе героя сами. Агент 007. Американский рейнджер… Или Геннадий БАЧИНСКИЙ, после смерти которого рыдал весь Интернет. Или просто окажутся в вакууме, что ещё хуже. И тогда получается, что мальчика можно убить за телефон. Понимаете? Когда нет идеалов, когда страшно смотреть телевизор, в котором программы ничего не созидают, а только разрушают… Общество российское болеет, оно духовно вырождается. Нет критериев, каким должен быть герой. Нет общенациональных ценностей. Так откуда же им взяться в семье? Мне кажется, что только поворот к духовным истокам, к православию нас может спасти.

Не бойтесь православной культуры

- А возможно ли придумать идеал?

- Возможно. Вся философская мысль сегодня, которая к нам возвращается из забвения, пропитана идеями христианскими, православными – ФЛОРЕНСКИЙ, БЕРДЯЕВ, ИЛЬИН… А на первом этапе наших идеалов: Сергий РАДОНЕЖСКИЙ, Дмитрий ДОНСКОЙ, Серафим САРОВСКИЙ, Иоанн КРЕСТЬЯНКИН. Люди, которые своей жизнью и святостью доказали, как можно жить.

Сегодня делаются попытки сблизить общество и православие, но так коряво, что получается в итоге только отторжение.

- Например, введение основ православной культуры в школьную программу воспринимается в обществе очень неоднозначно…

- Ну так не Закон же Божий! Православная культура – что здесь такого страшного? Да вся российская интеллигенция до революции изучала Закон Божий, и что?

Сегодня человек, не читавший Библию, не может называться образованным.

Наша культура началась с принятия христианства, а книжная - начала формироваться через слово: первые типографии создавались для того, чтобы печатать христианские тексты. Этого нельзя отрицать, это данность!

Если человек найдёт для себя идеал не в Дмитрии Донском, а в Дмитрии ЛИХАЧЁВЕ или Данииле ГРАНИНЕ – да это же прекрасно! Главное – чтобы он мог найти этих личностей, эти опоры в жизни. Есть и другие деятели науки, культуры, даже музыки, которые могут быть идеалами.

- Говоря о возрождении духовности, мы, как я понимаю, в первую очередь имеем в виду людей молодых. Согласитесь, образ того же Лихачёва или Гранина не многих подростков вдохновит… Найдётся ли кто-то среди современников?

- Уверена, что найдётся! Мне очень нравится Юрий ШЕВЧУК. Его творчество очень обострено социально, он чувствует время и отображает время. У него глубокие тексты, обнажающие нашу действительность. К сожалению, Шевчук не так часто появляется на телеэкране, как разного рода серые и невыразительные представители шоу-бизнеса. Среди рок-музыкантов, вне сомнений, есть достойные подражания люди. Недавно во Владивосток с гастролями приезжали Диана АРБЕНИНА и группа «Ночные снайперы». Тоже достойный пример.

Ведь идеал может формироваться и на уровне села, города, локально, так сказать! Главное – чтобы были найдены достойные примеры, которым можно и нужно подражать, и чтобы их пропагандировали достойные люди. Именно во Владивостоке с этим сложно, к сожалению. Ваша власть в первую очередь ассоциируется с судами, криминалом, с чем-то нечистым… И конечно, попытки такой власти формировать идеал, находить положительные примеры для молодых воспринимаются обществом с усмешкой. По принципу: а сами-то вы…

Мне кажется, тут важна роль СМИ. Очень важна! Когда читаю газеты, отслеживаю, сколько в них позитивных материалов, а сколько – жёлто-чернушных, которые я даже не открою, отторгаю сразу же. Как и криминально-бандитские сериалы на телевидении, например. Моё сознание переполнено, оно не в состоянии больше переработать негатив.

Я задаю вопрос студентам: назовите телепрограммы, занимающиеся информационно-просветительской деятельностью. Да по пальцам одной руки можно пересчитать!

И при этом все говорят: ну есть же канал «Культура»! Создали, понимаешь, анклав, резервацию! С одной стороны, это неплохо, конечно. Но этот канал не может быть единственным несущим культуру и просвещение в массы!

- Но телеканалы говорят, что культурные программы не приносят денег…

- Да. Культура никогда не приносила денег. Но культурная политика – дело государства, и есть статьи бюджета – на библиотеки, музеи, театры… К сожалению, культура до сих пор финансируется по остаточному принципу, несмотря на то, что государство обязано содержать всё это в порядке. А не доводить библиотеки до состояния изб-читален. Да что говорить! Есть нацпроект «Здоровье», а где нацпроект «Культура»?

Радует только то, что на специальность «культуролог» - не только в наш вуз – идут учиться дети.

Знаете… Всегда после спада идёт подъём. И я уверена, что нас ждёт, обязательно ждёт небывалый взлёт культуры!

- Доживём ли?

- Мы сегодня живём, работаем во имя того, чтобы этот рывок был.

- Довольны ли вы уровнем развития и образования тех, кто приходит к вам учиться?

- Да. Мне кажется, что студент, начиная с XVIII века, мало изменился. Если он пришёл в стены университета, значит, у него уже есть мотивация. Я преподавала в педагогическом университете имени Герцена, сравнивала…

Что касается уровня знаний… Студенты плохо знают недавнее прошлое. Для них что советская власть, что Древняя Русь – одинаково далеко. Недавно меня спросили, что такое КПСС. С одной стороны, это неплохо, с другой – налицо тот самый разрыв с прошлым.

- Скажите, как вам кажется, будет ли такой момент, когда президент России позовёт того же Даниила Гранина, Ульяну ЛОПАТКИНУ, Анну НЕТРЕБКО, писателей, поэтов и спросит: как же нам восстановить культуру, что делать?

- (пауза) Надеюсь.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ