Операция «Джакузи»: контрразведку вазами не проведёшь

В культовом советском фильме «Семнадцать мгновений весны» провал профессора Плейшнера, решившего работать на нашего разведчика Исаева-Штирлица, был обусловлен «воздухом свободы»: приехав в швейцарский город на улицу Цветочную, он не посмотрел на окно, где

18 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2306 от 18 март 2008
445b6ad44f31e6b301fd5a6e98eb3302.jpg

В культовом советском фильме «Семнадцать мгновений весны» провал профессора Плейшнера, решившего работать на нашего разведчика Исаева-Штирлица, был обусловлен «воздухом свободы»: приехав в швейцарский город на улицу Цветочную, он не посмотрел на окно, где стоял горшок с цветком – знак провала явочной квартиры. С тех пор много воды утекло, однако к горшкам российские разведчики и контрразведчики внимательно присматриваются по сию пору.


За это сотрудники Управления ФСБ по Приморскому краю вместе с их московскими коллегами были поощрены командованием. Они успешно провели операцию под кодовым названием «Джакузи». Как стало известно «В» из хорошо информированных, но неофициальных источников, контрразведчики перекрыли канал шпионского сбора данных о ядерных объектах на территории нашей страны. Предметом повышенного внимания приморских чекистов оказались обычные фаянсовые фазы японского производства, искусно расписанные тамошними умельцами. Одна из компаний отправляла их в Германию с регулярностью раз в два месяца. В обычном 20-футовом контейнере. Вначале морем, в одном из приморских портов производилось таможенное оформление груза, контейнер ставили на железнодорожную платформу и по Транссибу везли на северо-запад, а от Питера до Гамбурга опять морем по Балтике.

Было сделано несколько таких рейсов. Ничего предосудительного в провозе сувенирной продукции из Страны восходящего солнца в европейскую страну, которая входит в НАТО и, кстати, славится своим фарфором, не было. А вот по поводу фирмы-транспортировщика навели справки. Оказалось, что более половины её уставного капитала принадлежало американской радиоэлектронной компании. Которая, в свою очередь, работала на военно-промышленный комплекс США. Зачем заокеанским электронщикам владеть фирмой, отправлявшей из Азии через Россию в Европу обычные вазы?

После согласования с соответствующими инстанциями в Москве приморские контрразведчики решили проверить контейнер. Дождались, когда в Приморье прибыл очередной груз с ярлыками «Осторожно: стекло!». Честь по чести оформлено, к документам - никаких вопросов. Отогнали платформу подальше от посторонних глаз. Вскрыли контейнер. Дальше пошло вскрытие ящиков с тщательно упакованными вазами. Досматривать пришлось весь забитый под завязку контейнер. Ничего предосудительного. Может, не стоило беспокоиться?

Оказалось - стоило. Сам контейнер оказался с двойной стенкой. А за ней - полный набор всевозможной аппаратуры сверхсовременного уровня. Вряд ли изучавшие её специалисты поспешат рассказать, как действует заморская чудо-техника. Но суть в том, что она реагирует на дальних и ближних расстояниях на радиоактивные источники (могу предположить, что это урановые рудники, заводы по переработке руды, пути следования готовых компонентов для атомной промышленности и ядерного оружия. - Прим. авт.).

Всю начинку лаборатории с изучающим и записывающим оборудованием ценой в миллионы американских долларов отправили куда следует. Фирме-транспортировщику сказали что следует.

Вот такие «Джакузи». Приморские контрразведчики сработали профессионально. Однако почивать на лаврах не стоит. Видимо, наши заклятые друзья также делают выводы. И в дальнейшем будут действовать более ухищрёнными методами.

Автор: Записал Егор ТРУБНИКОВ