Студенты – отстой

Знакомьтесь – Артём. Совсем недавно ему исполнилось 18 лет. С 15 он живёт самостоятельно – снимает квартиру, зарабатывает на жизнь. Успел поработать и в крупной компании, но, как он сам говорит, предпочитает быть сам себе начальником. Потому успешно разви

14 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2305 от 14 март 2008
a75a4542c1517e98445d6f18b6675544.jpg


Знакомьтесь – Артём. Совсем недавно ему исполнилось 18 лет. С 15 он живёт самостоятельно – снимает квартиру, зарабатывает на жизнь. Успел поработать и в крупной компании, но, как он сам говорит, предпочитает быть сам себе начальником. Потому успешно развивает бизнес в сфере информационных технологий. Аттестата у него нет. Слова «без бумажки ты букашка» для Артёма – нелепость. Он твёрдо знает, что «всяк сам своего счастья кузнец». А ещё – очень не любит студентов. И даже готов объяснить, почему… Возможно, его точка зрения спорная, но свои убеждения Артём отстаивает личным примером. Потому – ему слово.

Их кредо - дешёвка

- Студент – это не социальный статус, это образ мышления. Эту фразу я первым делом озвучиваю тем, кто задаёт мне вопрос, чем мне не угодила эта общественная группа, - Артём абсолютно серьёзен. - Возникла моя нелюбовь к этой группе ещё в школе, классе в пятом. Именно тогда моих одноклассников, почти всех, потянуло на горячительные напитки, как правило, на дешёвые и низкокачественные. На родительские деньги. Я тогда, да и сейчас искренне не понимал, зачем люди так культивируют алкоголь, при этом употребляя внутрь то, что алкоголем можно назвать с сильной натяжкой. Почему нельзя скопить денег и купить что-то стоящее?

В восьмой класс я пошёл в самую крутую школу в городе. Здесь в моде уже были пиво и сигареты, тоже, конечно, из категории низкобюджетных. Помню даже субботник, на котором особо резвые, как это говорится, набухались. Из этой школы после девятого класса ушёл в лицей, где уже к третьей четверти фактически забросил учёбу и с головой погрузился в работу. Надо сказать, что в десятом классе я уже представлял собой недурного специалиста, которого пригласили в небольшую на тот момент фирму - приглядывать за компьютерами. Мой доход из случайного превратился в ощущаемый фиксированный. Летом того же года начал заниматься коммерческим размещением веб-сайтов на собственном сервере. А у одноклассников в лицее всё было по-старому: у кого бы списать домашнее задание и с кем бы набухаться. Где-то в то же время в их обиходе появились травка и лёгкие наркотики, которые тут же были возведены в культ.

Когда я окончательно официально порвал с лицеем (до выпускных экзаменов), мой месячный доход составлял около 30 тысяч рублей. Снял квартиру и съехал от родителей, погрузившись с головой в работу. Спустя полгода занял пост директора по IT одной металлургической компании. Вот тогда возникла необходимость привлечь к работе человека, которому можно было бы поручить ряд работ, не требующих особых навыков и квалификаций. На объявление на Интернет-форуме откликнулись двое: первым был одиннадцатиклассник, фактически мой одногодок, с красными глазами, от которого легонечко несло перегаром. Как выяснилось, его знания были едва ли не на нуле. Окончательно мальчик поразил меня тем, что на вопрос, хочет ли он вообще работать, огорошил меня ответом: «Я подумаю». За работу предлагалось три тысячи рублей, а посещать её надо было, дай бог, раз-два в неделю часа на три максимум. Я искренне считал, что мальчик согласится, ведь три тысячи рублей для одиннадцатиклассника – это достаточно хорошие деньги. Мальчик же ответил, что предлагаемых ему денег будет хватать только на проезд на работу и обратно. Этими словами он сформулировал в моём сознании первый и основной постулат Настоящего Студента: «Хочу много получать, при этом ничего не зная и ничего не делая».

Дайте денег просто так

С проникновением постоянного доступа в Интернет в квартиры нашего города в сети, особенно на различных Интернет-форумах, стали появляться всё новые и новые люди – в большинстве своём это были школьники и студенты. Кроме того, со студентами мне пришлось столкнуться и по делам бизнеса: когда запустил в массовую эксплуатацию Интернет по ценам, с которыми цены остальных провайдеров даже рядом не стояли. Так получилось, что основными моими клиентами стали студенты из общежитий.

В итоге я получил некий обобщённый портрет явления. Второй постулат студенчества: «Главное в жизни – деньги». Причём подразумеваются, как правило, нетрудовые доходы – трудиться студент не любит, да и не умеет.

У студента своя определённая система ценностей, в которой свою особую и важную роль играет досуг. Малобюджетный. Да, родители с возрастом стали выдавать своим чадам больше денег, но всё равно это не те деньги, которые позволяют жить на широкую ногу. Сейчас всё большую популярность приобретают так называемые мажоры - студенты, которых мама с папой спонсируют больше остальных, однако и те на поверку не так свободны в средствах, как себя позиционируют. Независимо от размера финансов, выделенных родителями, основным элементом досуга являются всё те же горячительные напитки, опционально приправленные сигаретами или наркотиками. Особым днём для студентов является пятница (когда они станут «офисным планктоном», это по-прежнему будет их праздник).

Студенты, как правило, нигде не работают, основным аргументом своей незанятости студент называет тот факт, что его нигде не берут, а в расклейщики объявлений он не пойдёт. Количество ума прямо пропорционально курсу, на котором студент учится или на котором бросил учиться. Если же он где-то работает, то это работа уровня так называемого офисного планктона или расклейщика объявлений.

Процесс получения образования студенты считают вполне естественным, в их головах блуждает оставшаяся с советских времён фраза: «Без бумажки ты букашка». Они искренне верят, что, как только появится диплом, работодатель с распростёртыми объятиями их примет. Особую роль в жизни студента играет сессия – время зубрёжки, целью которой будет оценка, последующий «бухач» и пустота в голове на следующий день. Потом это плачевно сказывается на рабочем процессе предприятия, куда студент после учёбы устраивается-таки на работу, там его главными фразами становятся: «Мы это не изучали» или «Я на те пары не ходил». В остальном же жизнь студента скучна и однообразна и, возможно, будет таковой всю жизнь, если он что-либо в ней кардинально не изменит.

Несмотря на то что студентами сегодня можно назвать подавляющее большинство современной молодёжи, остаются ещё незаурядные и интересные люди, которые выстраивают свою жизнь не по накатанной дорожке, а по своей собственной, и очень жаль, что из года в год студентов становится больше, а оригинальных людей всё меньше…

~~Комментарий

Светлана Комиссаренко, доктор культурологии, профессор:
- Размышления Артёма показались мне поверхностными и примитивными. Я знаю студенчество с внешних, а не внутренних сторон жизни, то есть проблемы его «качественного состояния» мне видятся по-другому. Артём рассматривает студенчество как особую социальную группу со своим образом жизни. Малокультурным и малопривлекательным. Артём не принимает данного образа жизни, сводимого, по его мнению, лишь к алкогольно-пивному разгулу и сигаретам. Но каждый видит лишь то, что считает для себя важным.

Артём свёл всё к поверхностному уровню понимания жизни вообще. Он снял внешний слой действительности. Деньги, досуг, пустое времяпрепровождение. Сплошной материализм побеждает в его мышлении. Бытие действительно определяет сознание. У него победил Маркс, но Артём сам становится жертвой этой поверхностной действительности. Всё свёл к деньгам.

Мне интереснее понять другое. Например, что явилось причиной его ранней социализации. Ведь именно отсюда повторяющаяся тема «родительских денег». Я вам, Артём, не верю. Ваши размышления какие-то несостоявшиеся. В вас нет целостности, внутренней силы, главное - потребности учиться. Мне интереснее люди преодоления. Мне интересно, о чём думал отрок Михаил Ломоносов, когда пешком шёл из Холмогор в Москву учиться. Вот это - сила! Мне интересен мой студент Ваня С. из Самарской области, который, имея паралич (ЦБ) с детства, почти без одной руки, зарабатывал себе деньги на образование... на стройке! Когда я с ним общаюсь, ощущаю и получаю целительный воздух настоящей жизни. Потому что он учит преодолевать и потому что у него есть глубокая потребность жить, знать, быть профессионалом, а не дилетантом. Сегодня ничего можно не знать, но судить других. Наш герой так и брызжет самодостаточностью. Но в данном случае это обратная сторона комплекса неполноценности. Не судите и не судимы будете. Или другое из Библии: «Возвышающий сам себя да унижен будет, унижающий сам себя да возвышен будет».

Теперь о нравственно-этических оценках нашим героем современного студенчества. Студенчество есть отражение всего нашего общества. Это лишь отдельная социально-демографическая группа со своей субкультурой. Она так же неоднородна, как и общество в целом. «Детская болезнь левизны» присуща всегда молодости. Радует то, что она проходит так же, как и детские болезни - корь, например. Юная пора жизни склонна к излишествам, лёгкости и, может быть, дурному поведению. Но сколько тут напускного, внешней мишуры. На самом деле это ответственная пора выработки собственных суждений, личностного мировоззрения и жизненных установок. Главное - ценностные ориентации. Если они отсутствуют у общества, то откуда их возьмёт молодёжь? Отсюда - роль семьи, которая первая должна указать, что такое плохо и что такое хорошо. И университета, где учат быть не только профессионалом, но и личностью. Наконец, важно собственное умение анализировать эту жизнь и видеть в ней не плоскость, а объём.~~

Автор: Лидия ИВАНОВА