ОСАГО: тонкая доводка
Перед самым своим уходом в историю Госдума четвёртого созыва успела принять в нетипично быстром темпе ряд поправок к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), первая порция которых вступила в силу уже 1 марта, а последующ
Перед самым своим уходом в историю Госдума четвёртого созыва успела принять в нетипично быстром темпе ряд поправок к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), первая порция которых вступила в силу уже 1 марта, а последующие должны заработать с июля, декабря и начала нового, 2009 года. На днях на специальном брифинге обо всех этих новшествах журналистам рассказал Святослав Севрюк – главный специалист по автострахованию приморского филиала компании «Росгосстрах». По его оценкам, не все поправки фактически заработают в положенный срок из-за неготовности ряда подзаконных актов.
Минимальный срок – три месяцаС какими новшествами могут столкнуться автомобилисты уже сейчас начиная с 1 марта? Во-первых, начиная с этой даты страховые компании могут выдавать страховые полисы нового образца (впрочем, на практике мы ещё некоторое время будем иметь дело лишь со старыми, которые также действительны). Стикеры же, которые до сих пор приходилось клеить на ветровые стёкла изнутри, упразднены: практика показала, что, если инспектор намерен проверить, действительно ли ответственность водителя застрахована, он всё равно попросит предъявить полис. К тому же стикеры вызывали проблемы при их удалении. А ответственности за их неиспользование всё равно предусмотрено не было – лишь бы имелся с собой сам полис. Поэтому впредь обойдёмся без стикеров.
Гораздо существеннее то, что с 1 марта минимальный срок страхования ОСАГО сокращён с шести до трёх месяцев. Правда, в правительстве до сих пор не утверждён коэффициент, при помощи которого будет рассчитываться стоимость трёхмесячного полиса. Очевидно, что он будет дороже, чем четверть стоимости двенадцатимесячного полиса ОСАГО (ведь и сейчас полис на минимальный шестимесячный срок стоит не 50 проц. от стоимости годового, а все 70, но зато если страхователь потом продлевает его до года, то доплачивает только 30 проц. – по справедливости). Но насколько дороже? В прессе уже мелькали предположения о 40 проц., но, по данным Святослава Севрюка, трёхмесячный полис обойдётся в 55 проц. от стоимости годового. Впрочем, и это пока не более чем прогнозы.
«Льготного периода» больше нетС 1 марта вступили в силу и поправки, касающиеся объёма выплат за ущерб, причинённый здоровью. Если раньше закон предусматривал потолок в 240 тысяч рублей на всех пострадавших сразу, то теперь лимит составляет 160 тысяч на каждого пострадавшего в отдельности, сколько бы их ни было. Кроме того, предусмотрены выплаты в размере 135 тысяч рублей в случае гибели кормильца и выплаты до 25 тысяч рублей в качестве компенсации расходов на погребение. Очевидно, что пора увеличивать и лимиты выплат на ремонт – инфляция не дремлет, а кузовной ремонт дорожает. Но, вероятно, одновременно с этим будут утверждены и новые, более высокие тарифы на ОСАГО. При нынешней стоимости полисов ОСАГО, считают страховщики, это направление работы грозит стать для них убыточным: объёмы страховых выплат с каждым годом растут, «запас прочности» - всё меньше.
Также с 1 марта законом увеличен срок рассмотрения страховой компанией заявления о выплате – с 15 до 30 дней. Однако одновременно введены штрафные санкции за волокиту: отныне за каждый день просрочки будет накладываться штраф в размере 1/75 ставки рефинансирования Центробанка РФ, действующей на тот день, когда страховщик должен был исполнить своё обязательство, от суммы страховой выплаты.
С первого дня весны упразднены и такие понятия, как «льготный период» и «внутренняя территория». До последнего времени в том случае, если действие полиса истекало, водитель по закону мог спокойно ездить ещё в течение месяца: договор со страховой компанией считался по умолчанию пролонгированным. Предполагалось, что в течение этого месяца автомобилист приедет к страховщику и продлит договор, оплатив, естественно, и минувший льготный период. На практике же получалось, что человек спокойно ездил целый месяц без полиса, после чего приходил уже в другую страховую компанию, говорил, что никогда до сих пор не страховал свою автогражданскую ответственность, и просил оформить новый полис. Такое спокойно сходило (и сходит) с рук «бегунам» из-за отсутствия у страховщиков единой базы данных. Кроме того, хотя и предполагалось, что в течение льготного периода инспектора ДПС будут относиться к водителям лояльно, на практике получилось «как всегда». По этим причинам льготный период решили убрать совсем.
Упразднение понятия «внутренней территории» означает, что теперь страховым случаем будет признаваться любое ДТП, даже если оно произошло на территории предприятия, заправки, стоянки и т. д. Безусловно, это новшество вызовет положительный резонанс в среде автомобилистов.
Как оформить «европротокол»?Следующие важные поправки должны вступить в силу с 1 июля 2008 года. Это так называемое прямое урегулирование убытков, когда автомобилист получит право обращаться за возмещением ущерба не в компанию виновника, а в ту страховую компанию, где застрахован сам (а потом страховщик будет разбираться с коллегами уже самостоятельно). Правда, прямое урегулирование будет разрешено лишь при одновременном возникновении ряда обстоятельств: вред причинён только имуществу, ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Хорошее дело, однако Святослав Севрюк выразил сомнения в том, что эта поправка действительно заработает: во-первых, отсутствует законодательно утверждённая единая методика расчёта ущерба, во-вторых, отсутствует клиринговый центр (структура для взаимных расчётов между страховщиками), на создание которого может потребоваться около года. То есть здесь одного принятия закона мало: без дальнейших телодвижений новая норма просто не сможет работать.
Наконец, с 1 декабря 2008 года согласно тем же поправкам в закон об ОСАГО ситуация на наших дорогах должна сделать ещё один шаг к цивилизованности. С этого дня должен вступить в действие «европротокол», то есть упрощённая процедура оформления ДТП, когда участники аварии смогут обращаться за страховыми выплатами без вызова инспектора ДПС и связанных с этим потерь времени. Этот упрощённый порядок, как и в случае с прямым урегулированием убытков, требует наличия ряда обстоятельств: ущерб причинён только «железу», ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств, а у их водителей отсутствуют разногласия по поводу случившегося (что отражено в подписанных ими извещениях о ДТП). Максимальная сумма выплаты в этом случае также не превысит планку в 25 тысяч рублей – то есть речь идёт о распространённых городских «неучётках», когда из-за едва заметной царапины водителям приходится вызывать ГИБДД и создавать пробку. После введения в действие «европротокола» оформление такого рода мелких аварий должно упроститься и ускориться.
Автор: Василий Авченко Олегович