Прощай, мама!

Девять попыток самоубийств среди школьников было зарегистрировано в январе – начале февраля этого года в Первомайском районе города Владивостока. Как рассказала корреспонденту «В» начальник подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) Первомайского рай

12 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2303 от 12 март 2008

Девять попыток самоубийств среди школьников было зарегистрировано в январе – начале февраля этого года в Первомайском районе города Владивостока.

Как рассказала корреспонденту «В» начальник подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) Первомайского района Анжела БАННИКОВА, во всех случаях дети принимали большое количество медикаментов за раз. Порой в руки подростков попадали те лекарственные препараты, которые должны отпускаться строго по рецептам врачей. Пострадавшие - подростки 12-15 лет, причём подавляющее большинство – девушки.

По мнению Анжелы Владимировны, одна из причин трагедий - доступность многих лекарств. Ведь даже сильные снотворные средства и транквилизаторы при желании можно приобрести в некоторых аптеках. Другая причина - низкая бдительность родителей. Так, в одном из случаев девочка решила выпить таблетки своей тяжелобольной бабушки. Получить к ним доступ не составило ей никакого труда.

В столь юном возрасте у некоторых детей ещё не сформировалось правильное представление о том, что такое смерть. Для них это своеобразная игра, направленная на то, чтобы привлечь к себе внимание. Чаще всего это просто крик о помощи. В нескольких случаях «скорая» забирала ребёнка с отравлением прямо из школы - ведь после содеянного многие из них специально тянутся к людям, будто говоря: «Посмотрите же наконец, как мне плохо». Есть, конечно, в ряду попыток покончить с собой и более серьёзные случаи - когда подросток не желает поправляться, не хочет разговаривать после случившегося, для самоубийства выбирает время и место, где ему никто не сможет помешать. Тут, как правило, причина кроется в сложных обстоятельствах в семье. Например, когда девочка очень стеснялась свою мать, страдающую алкоголизмом, или другая, сильно переживавшая в связи с тем, что её отец осуждён.

- Есть, правда, и довольно странные случаи, – продолжает Анжела Владимировна. – Например, когда две школьницы решили наглотаться таблеток из-за того, что их учитель обещал рассказать родителям о том, что их дочери курят. В итоге они наказали себя.

Но даже если считать, что многие случаи попыток самоубийства дети совершают не с целью покончить с собой, это не смягчает проблемы - ведь они не осознают, какой вред наносят своему организму, не понимают, что в дальнейшем могут остаться инвалидами. А ведь настроения таких детей и подобные мысли не так уж сложно предугадать - тем более в школьном коллективе, ведь такие признаки, как замкнутость, рассеянность, когда ребёнок даже не в состоянии произнести фразу или ответить на вопрос, - всё это должно стать для родителей и учителей настораживающим признаком. Но довольно часто взрослым оказывается совсем не до этого. А ведь разговора по душам и искреннего понимания - вот чего в большинстве случаев не хватает этим детям.

- Многие современные родители перестали воспитывать детей, – считает психолог Елена НЕДАШКОВСКАЯ. – Я говорю про воспитание любовью, привязанностью. Сейчас компьютер вытеснил родителей из жизни ребёнка. А взрослые рассуждают: не шляется на улице и ладно! Мы забываем лишний раз поцеловать и приласкать ребёнка, а потом удивляемся, почему наши дети думают о суициде. Зато развиваем самовлюблённость – ты самый умный, ты самый красивый. Но за этим может последовать жестокое разочарование. Например, чадо начинает думать, что не может соответствовать высокой оценке родителей. Вместо этого надо развивать в детях инстинкт самосохранения и чувство собственного достоинства. Когда ребёнок думает о суициде? Тогда, когда ему не хватает ни разума, ни физических сил противостоять чему-то. Есть ещё одна распространённая ошибка родителей – замкнуть ребёнка на себя, не давать ему самостоятельности. В таком случае у подростка развивается социофобия (боязнь или пренебрежение обществом).

Детский суицид говорит о том, что ребёнку просто не к кому было обратиться со своими проблемами. Ни к родителям, ни к учителям. А ведь сейчас в школах есть психологи! Чем они там занимаются кроме тестирования, мне непонятно. Школа вообще сейчас отвернулась от наших детей. Да, развалились пионерия и комсомол, но также разрушена и система воспитания личности! Что должен делать психолог в школе? Организовывать кружки, собирать детей, выявлять активистов, подтягивать всех остальных. Ведь их задача – спасать детские души. Получается же, что равнодушие взрослых и их нежелание готовить молодое поколение к жизни толкает детей к трагическому шагу.

Автор: Татьяна СИДОРЕНКО