Машина времени Прокудина-Горского

На открытие выставки «Чудеса фотографии. Россия начала XX века» (представленной генеральным консульством США во Владивостоке) в музей имени Арсеньева пришли, наверное, все известные фотохудожники краевого центра. Переходили от снимка к снимку, качали голо

7 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2302 от 7 март 2008

На открытие выставки «Чудеса фотографии. Россия начала XX века» (представленной генеральным консульством США во Владивостоке) в музей имени Арсеньева пришли, наверное, все известные фотохудожники краевого центра. Переходили от снимка к снимку, качали головами, рассматривали, бурно обсуждали…

Впрочем, восхищались работами Сергея Прокудина-Горского и историки, и деятели культуры, и просто посетители – те, кто интересуется прошлым России и хотел бы увидеть его настоящим, таким, каким оно было на самом деле. Уникальную в этом смысле возможность дарят работы Сергея Михайловича. В начале прошлого века наш соотечественник не только разработал и создал оригинальную фототехнологию, позволяющую просматривать снимки в цвете, но и представил проект, целью которого было запечатлеть на снимках Российскую империю. Проект был воплощён в жизнь: получив в своё распоряжение пароход, железнодорожный вагон и автомобиль, а также целую команду, Сергей Михайлович объехал едва ли не всю Россию и сделал фотографии – уникальные, не имеющие аналогов…

- На этих снимках мы видим единую Россию, которая не знала мировых катаклизмов, - говорит учёный секретарь музея Светлана Москвитина, - в тот период её жизни, когда всё ещё могло пойти по-другому. Может быть, выставка позволяет увидеть портрет утраченного…

Монастырь Нила Столобенского на озере Селигер, 1910 год… Вид на Тифлис со стороны церкви Святого Давида…

Часовня, на месте которой была деревня, а в будущем – город Белозёрск, 1909 год… Текстильная фабрика, 1907 год. Гонки на канале Петра Первого, Шлиссельбург, 1909 год. География снимков поражает воображение: от Тобольска до Самарканда! А главное – с каждой работы на нас, людей будущего, смотрят запечатлённые за работой или в минуты отдыха граждане России, которую мы уже никогда не вернём. Россия накануне Первой мировой войны была страной с удивительным этническим разнообразием. В России, куда входили все республики, позднее вошедшие в состав СССР, а также Польша и Финляндия, проживало 125 миллионов человек, менее половины из которых составляли русские. Прокудин-Горский запечатлел это разнообразие на своих фотографиях.

После революции, которая, как известно, проходила под девизом «до основанья, а затем…», Сергей Прокудин-Горский уехал в Париж, где и скончался в 1944 году. Уникальные стеклянные негативы у наследников приобрела Библиотека конгресса США. И сохранила для будущих поколений. Цветные фотографии, представленные на выставке, - не просто копии. Они получены в результате уникальной цифровой обработки негативов. Цвета на снимках – как живые…

Владивосток начинает дальневосточный тур выставки, потом она отправится на Сахалин и Камчатку.