Образумит ли курящих конвенция по борьбе с табаком?

В 2008 году Россия наконец присоединилась к Международной рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Конвенция является международным юридическим документом, который ограничивает глобальное распространение табака и табачных изделий.

4 март 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2299 от 4 март 2008

В 2008 году Россия наконец присоединилась к Международной рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Конвенция является международным юридическим документом, который ограничивает глобальное распространение табака и табачных изделий. Она была утверждена ещё в 2003 году, но до последнего времени Россия оставалась единственным крупным государством, не подписавшим её. Теперь пробел, кажется, ликвидирован. Однако предстоит разработка целого ряда законодательных актов для осуществления конвенции.

В соответствии с конвенцией в десятках государств уже категорически запрещена любая реклама табака. А налоги и цены на табачную продукцию стали так высоки, что многие курильщики отказались-таки от вредной привычки ради экономии личного бюджета, и потребление сигарет упало. Как чувствует себя табачный бизнес в России в связи с грядущими изменениями? На этот вопрос корреспондент «В» искал ответ на крупнейшей в стране табачной фабрике – «Филип Моррис Ижора» в Санкт-Петербурге, куда пригласили журналистов всей России представить производство.

- Мы скрупулёзно соблюдаем законодательство стран, в которых распространяется наша продукция. И к мерам, которые снижают потребление табака, относимся с пониманием и поддержкой. Особенно это касается борьбы с табакокурением среди детей и подростков. В конце концов мы тоже часть общества, у нас есть дети и мы - социально ответственный бизнес, - сказал на встрече с журналистами генеральный директор ЗАО «Филип Моррис Ижора» Бертран БОНВИН.

Безусловно, к заявлению производителя сигарет о поддержке мер по борьбе с курением можно относиться с должной долей недоверия: меньше курят – меньше доходы компании. И всё же истина вот в чём: общество может вести более-менее искреннюю борьбу с курением, однако на век нынешних табачных фабрик потребителей хватит - курильщики были, есть и будут вопреки любым пугающим надписям...

Более того, пока табачные производители явно выигрывают борьбу в России! Ещё в 2005 году Россия занимала четвёртое место в мире по потреблению табака (после Китая, США и Японии). В 2007 году мы вышли на «почётное» первое место. Причём по подростковому потреблению в том числе. Количество выкуриваемых сигарет увеличилось почти вдвое и составляет более 400 млрд. штук в год. Соответственно, 17 процентов смертей наступает от заболеваний, связанных с курением (по данным медиков, приведённым академиком РАМН Николаем ГЕРАСИМЕНКО, это 400 тысяч человек в год!).

Принесёт ли результаты присоединение России к конвенции? Очевидцы рассказывают, что молодёжь в Европе, которой стали не по карману сигареты в силу высоких акцизов, нынче покупает табачок и крутит «козьи ноги». И всё же статистика бесстрастна: в Евросоюзе курить стали меньше.

- Пока мы не слишком опасаемся серьёзного падения продаж на российском рынке, - анализирует ситуацию Бертран Бонвин. – Особенность его такова, что курильщики в последнее время переходят с дешёвых сортов сигарет на более дорогие, поскольку доходы людей растут. А наша продукция как раз и занимает такой сегмент рынка. Так что нам есть куда расти.

Здесь готовы к разным формам продвижения своего продукта: запретят рекламу в СМИ – промоутеры ещё активнее пойдут непосредственно в народ, в точки продаж. Производители уже справились с ситуацией, когда возник запрет на наружную рекламу, переориентировавшись на другие носители. Вот и теперь разместят хитроумные воблеры и другие рекламные крючки в торговых точках, в разы увеличат прямые контакты с потенциальными покупателями – в магазинах, ночных клубах, барах и ресторанах, организуют вечеринки и промоушн-акции, зацепят потребителей игрой. Как зацепили уже в этом году изобретательной интригой: выпустили новый вид сигарет, и мало того, что фильтр необычный – с табачной добавкой для вкуса, так ещё и пачку сделали с так называемой скользящей крышкой. Провели весёлые акции в клубах и других присутственных местах Москвы и Петербурга - продажи пошли вверх, по крайней мере оттянув курильщиков с других марок. Клюнула в первую очередь молодёжь, которой «прикольно» попробовать новенькое неважно в какой сфере, будь то новый стиль в одежде, новая модель мобильника или новая упаковка сигарет. В марте собрались продвигать новинку в регионы. Тут у маркетологов «Филип Моррис» можно только поучиться – как раскручивать продукт. Хорошо, если он к тому же был бы полезным для здоровья и общества.

Можно отдать должное и другим технологиям табачных производителей Санкт-Петербурга - социальным. Например, здесь финансируют ряд программ по предотвращению курения детей и подростков: издание листовок, брошюр, спонсорство просветительских программ, правда, не напрямую, а через общественные организации, как диктует законодательство. Впрочем, трудно судить, насколько это эффективно…

Тем более, судя по статистике (в нашей стране курит почти 30 процентов населения) и «победе» России в «первенстве» по курению, любые антитабачные программы, в том числе государственные, упорно проигрывают игру табачным маркетологам: последние явно изобретательнее. Кстати, это характерно для развивающихся или стран с переходной экономикой. Конечно, в развитых государствах тоже курят, но цифры несравнимо ниже, особенно в последние годы. Значит, есть эффективные методы отвлечь людей от табака. Кто же победит в этом поединке интересов в будущем? Или табак так и останется с человечеством на веки вечные?

Санкт-Петербург – Владивосток

Автор: Марина Ивлева Сергеевна