Землячка, коллега, Личность. Штрихи к портрету
«26 февраля мы отметили знаменательную для всех дальневосточников дату – 100 лет со дня рождения нашей знаменитой землячки Анны Ивановны ЩЕТИНИНОЙ. Я не отношусь к тем, кто претендует на очень близкое знакомство с Анной Ивановной, но за более чем полвека
26 февраля мы отметили знаменательную для всех дальневосточников дату – 100 лет со дня рождения нашей знаменитой землячки Анны Ивановны ЩЕТИНИНОЙ.
Я не отношусь к тем, кто претендует на очень близкое знакомство с Анной Ивановной, но за более чем полвека работы в морском вузе мне посчастливилось не раз встречаться с ней, видеть её дела и поступки, участвовать в различных общественных мероприятиях. О том, что есть такая известная капитан Щетинина, я слышал ещё в детстве от своей матери. Меня ещё не было на свете, когда Щетинина стала капитаном «Чавычи». В то время фамилии Щетининой, АНГЕЛИНОЙ, ОСИПЕНКО и других женщин, избравших как бы исконно «мужские» профессии, были овеяны героическим ореолом. Прошли годы, и вот я после плаваний на китобойной флотилии «Советская Россия» в 1966 году «осел» на берегу, пошёл работать в ДВВИМУ имени адмирала Г. И. Невельского … и почти сразу встретился с «той самой» А. И. Щетининой.
Первое впечатление было – она обычный человек. Вежлива, внимательна к собеседникам, всегда чрезвычайно аккуратно одета, причёска в идеальном состоянии. Анна Ивановна всегда возмущалась, когда видела нарушения морской формы одежды (коричневые ботинки, полосатые рубашки, цветные галстуки и т. п.). Она не признавала даже однотонные, но не чисто белые рубашки с форменной одеждой. Форма красива тогда, когда она не нарушается, «правильная» форма дисциплинирует.
Доказывала самой себеВскоре после моего прихода на работу в училище меня назначили начальником электромеханического факультета, я стал ближе к «коридорам власти», стал встречаться с Анной Ивановной на регатах, заседаниях ученого совета, на различных совещаниях. В то время электромеханический факультет только утверждался среди других, как равноправный морской факультет, иногда мне казалось, что курсантов-электромехаников в чём-то ущемляют, я пытался горячо отстаивать наши права и как-то в полемике судоводителей безо всякой задней мысли назвал просто водителями. (Помните, даже книга была «Водители фрегатов»). Анне Ивановне это не понравилось, и она твёрдо заявила, что «у нас водителей нет, а есть судоводители». Но, защищая судоводителей, Анна Ивановна понимала роль в современном флоте всех специалистов, составляющих единую судовую команду. У меня сохранилось письмо от Анны Ивановны, написанное после празднования в училище её 60-летия. Вот выдержка из этого письма: «Сердечно благодарю коллектив электромеханического факультета ДВВИМУ и Вас лично за поздравления и добрые пожелания по случаю моего шестидесятилетия. Внимание электромехаников – представителей развивающейся специальности на флоте особенно ценно и дорого. Судоводителям с электромеханиками, так же как с судомеханиками, – и впредь обеспечивать работу флота и подготовку для него кадров. С уважением А. И. Щетинина. 29.2.68».
В день шестидесятилетия помимо памятного адреса я подарил Анне Ивановне серебряную с финифтью стопку с надписью: «Анне Ивановне от электромехаников». Интересно, где эта стопка сейчас? На юбилейном собрании в адрес Анны Ивановны было сказано очень много тёплых слов. В ответном выступлении Анна Ивановна всех горячо поблагодарила. В её выступлении тогда мне хорошо запомнились два её высказывания. Первое: она никому не хотела доказывать, что именно женщина может стать капитаном. Она просто сама для себя хотела стать капитаном, но вообще-то это дело - не женское. Второе: в её жизни было много всего, были достижения, победы, награды, признание народа, но не было обыкновенного «бабьего счастья» (её подлинные слова). После юбилейного собрания Анна Ивановна сказала мне, что приглашает в числе других сотрудников училища на обед, который должен состояться через несколько дней в Доме офицеров. Но этот обед не состоялся, так как из-за тяжелой болезни брата она уехала к нему, кажется, в Большой Камень.
Вскоре вышла первая автобиографическая книга Анны Ивановны «На морях и за морями». У меня есть экземпляр этой книги с надписью: «Владимиру Фёдоровичу ВЕРЁВКИНУ с добрым приветом и уважением, а также уверенностью в том, что добрая спайка моряков всех специальностей – основа! А. Щетинина. 31.3.68.». Как видно из подписи, Анна Ивановна ещё раз подчеркнула свою мысль, что в экипаже судна одинаково важны все специалисты.
Принципиальный характерВо втором издании книги, описывая свои школьные годы и учителей, Анна Ивановна допустила неточность в имени и отчестве директора школы ТИТОВА. Моя мать одно время работала учителем в школе на Седанке, хорошо помнила всех сотрудников и заметила эту неточность. Я сказал об этом Анне Ивановне, она поблагодарила через меня мою маму, подарив ей свою книгу с тёплой подписью. Когда готовилось третье издание книги, матери уже не было, но по просьбе Анны Ивановны из записок матери я сделал выписку с описанием внешности и методов работы А. В. Титова. Позже, получив из рук Анны Ивановны третье издание её книги, я с удовлетворением увидел, что эта выписка почти полностью приведена в книге.
Анна Ивановна была принята в ряды действительных членов Приморского филиала Географического общества СССР 16 февраля 1961 года, будучи общеизвестным капитаном. Я был принят в действительные члены ПФ ГО СССР 10 июля 1961 года, будучи никому не известным электриком китобойной флотилии. Я горжусь тем, что вступил в ГО почти одновременно с Анной Ивановной. В Географическом обществе было с Анной Ивановной немало встреч. С 1961 по 1964 год Анна Ивановна была председателем секции мореплавания и океанологии ПФ ГО, а с 1964 по 1970 год она была председателем Приморского филиала ГО СССР.
Как-то после окончания одного из заседаний в 1989 году я, увидев, что на этот раз никто из обычных сопровождающих не явился, предложил её проводить до дома. Жила она тогда, как народ образно окрестил, во «второй клюшке», ходить самой ей было уже трудно, и она с благодарностью приняла моё предложение. По дороге, а шли мы вдоль железной дороги и Морского вокзала, разговаривали о том, о сём, а когда подошли к её дому, она предложила зайти к ней, помочь составить список тех работников ДВВИМУ, кому она хотела подарить свою последнюю книгу. К тому времени Анна Ивановна уже в училище не работала. Я, конечно, согласился, стал перечислять ей кандидатуры этих счастливцев, список получился человек на двадцать, но, к моему удивлению, она отвергла двоих довольно известных лиц, сказав при этом, что она дарить книгу им не хочет, не объясняя, почему. Я не могу называть фамилии этих лиц по этическим соображениям. Но этот факт говорит о довольно принципиальном характере Анны Ивановны. Она была очень доброжелательна к окружающим, но не терпела непорядочность.
Многое приходит на память в эти юбилейные дни. Помню рассказы Анны Ивановны о том, как пропал в Москве её «дипломат» с рукописью книги, документами и деньгами, когда при выходе из самолета у неё случился инсульт; о том, как она ещё в 1968 году чуть не стала Героем Соцтруда; как она, будучи депутатом Ленсовета, хотела узнать о судьбе продовольственных посылок ленинградцам, которые моряки-дальневосточники в годы войны посылали осаждённому городу, но этих посылок город на Неве так и не увидел.
Она интересовалась постановкой морского образования за рубежом, и у меня сохранилась копия подобранных ею выдержек из иностранных журналов на эту тему. Перейдя на работу в пароходство, она продолжала интересоваться училищными делами, радовалась успехам и переживала за неудачи.
Мне в жизни везло на встречи с интересными людьми, но самыми важными я считаю встречи и многолетнюю совместную работу с одной из самых известных женщин нашей страны – Анной Ивановной Щетининой.
Автор: Владимир ВЕРЁВКИН