Ещё парочку таких «друзей»…

Сообщение о захвате – другого термина, к сожалению, не применить – патрульным кораблём северокорейских ВМС российского безоружного грузового судна «Лидия Демеш», признаться, совершенно не удивило. Ведь удивить может только что-то новое, а не вполне привыч

27 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2296 от 27 февр. 2008

Сообщение о захвате – другого термина, к сожалению, не применить – патрульным кораблём северокорейских ВМС российского безоружного грузового судна «Лидия Демеш», признаться, совершенно не удивило. Ведь удивить может только что-то новое, а не вполне привычное. Разве кто-то удивится, узнав, к примеру, что некий уголовник, уже имевший восемь «ходок», не успев выйти на свободу, совершил очередное преступление? Или – из другой оперы – узнав, что космонавты на МКС совершили очередной успешный выход в открытый космос? Эти сообщения будут восприняты как норма, как будничное явление, укладывающееся в канву событий, идущих своим чередом.

В начале номера мы уже напомнили, что это не первый захват российского судна. Не раз писали мы и о том, что Северная Корея – единственная страна в регионе, которая по соображениям, очевидно, принципиального характера систематически не принимает никакого участия в спасательных операциях, когда в Японском море происходит очередное кораблекрушение; и наши моряки уже, похоже, твёрдо уяснили, что в случае, не приведи господи, беды помощи с этого берега ждать бессмысленно. Зато удар в спину можно получить в любую секунду.

…Законы моря - едва ли не ровесники человеческой цивилизации; они появились задолго до капитализма, социализма и прочих «измов». Законы эти просты – помоги терпящему бедствие и позволь укрыться под твоим берегом тому, кто ищет спасения от шторма. Остаётся ли КНДР в таком случае в цивилизационном поле? Тут, кстати, припоминаются картинки, которые мне доводилось наблюдать самому лет тридцать назад. Даже тогда, в годы довольно жёсткого противостояния с Японией (угон истребителя «МиГ-25» Виктором БЕЛЕНКО, борьба с браконьерами и т.д.), в случае шторма японские рыболовецкие шхуны всегда находили приют в бухтах Шикотана и Кунашира.

Удивляет же, собственно говоря, другое, когда российское радио на третий день после захвата связывается с одним из представителей российской дипмиссии в КНДР и он в своём телефонном рассказе несколько раз произносит: «Как сообщили корейские друзья…». На этот счёт вообще-то есть расхожая поговорка: «Ещё парочку таких друзей, и врагов не надо». Или это выражение станет теперь стандартным? Ну, например: «Наши американские и европейские друзья решили признать независимость Косово» или «Наши английские друзья не хотят выдавать БЕРЕЗОВСКОГО» и т.д.

Вполне допускаю, что у российского МИДа есть сформировавшееся понимание того, как вести себя в отношении Северной Кореи. Но есть ещё и такой термин: «двойные стандарты». И он всё чаще приходит на ум. Снять же вопросы достаточно просто: надо лишь публично объяснить, почему российские моряки так неуютно чувствуют себя в последнее время в Японском море. И что делается для решения этой проблемы в принципе.

Автор: Андрей Островский Вадимович