Спасти пациента Иванова. В области онкологии край отстал на пятьдесят лет

Чтобы пройти курс лучевой терапии – спасительный для больных раком, – нужно ждать очереди 4-5 месяцев. В Приморье вот уже много лет работает только ОДИН аппарат гамма-терапии, в то время как по нормам и по потребностям должно быть как минимум три. Но люди

21 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2294 от 21 февр. 2008
9ac40ea4bf83c98a27e5e8be11f77446.jpg

Чтобы пройти курс лучевой терапии – спасительный для больных раком, – нужно ждать очереди 4-5 месяцев. В Приморье вот уже много лет работает только ОДИН аппарат гамма-терапии, в то время как по нормам и по потребностям должно быть как минимум три. Но люди вынуждены ждать, и это в то время, когда помощь при такой болезни нужна немедленно. Как вообще такой кошмар мог случиться?

Очередь на погост

Вот сухие факты. В Приморском краевом онкологическом диспансере работает один дистанционный гамма-аппарат для лучевой терапии «Рокус-АМ», ему уже 15 лет, работает почти круглые сутки – люди вынуждены приходить на процедуры даже ночью. И не дай бог выйдет из строя, что это означает для больного? Ждал своей очереди четыре месяца, приехал с громадной опухолью из глубин приморской тайги, а аппарат сломался… К счастью, по признанию специалистов-радиологов, аппарат надёжный и качественный. И, главное, хорошо ими изученный. Именно поэтому в 2007 году на средства краевого бюджета для Приморья был закуплен и доставлен второй такой же «Рокус-АМ» (20 млн. рублей). Однако ставить его пока некуда, он хранится в гараже. И, естественно, никого не лечит.

Дело в том, что для размещения подобного рода аппаратов жёсткого ионизирующего излучения нужен специальный бункер: зал с высоким потолком и толстыми (1,5 – 2 м) бетонными стенами – так называемый каньон. В радиологическом отделении ПКОД таких каньонов два: в первом стоит старый, но действующий «Рокус-АМ» № 26, а во втором - совсем другой новый аппарат: поставленный в 2005 году по федеральной программе линейный ускоритель «СЛ75-5-МТ». Увы, открытый с помпой, аппарат ни одного дня так и не работал.

Вот строки из докладной инженера-физика радиологического отделения Виктора ЛУКАША (работает в ПКОД более 25 лет, член Ассоциации медицинских физиков России и действительный член ESTRO – Европейской ассоциации радиационных терапевтов-онкологов) на имя главврача ПКОД: «Нет большого смысла перечислять многочисленные технические, физические, экономические и прочие проблемы, препятствующие использованию данного сложного и капризного «агрегата» в лечебно-медицинских целях. Отмечу только правовые: ускоритель «СЛ75» не имеет (и не будет уже никогда иметь) «Сертификата соответствия».

- Дело в том, - поясняет Виктор Лукаш, - что данный аппарат не был представлен изготовителем для сертификации (проще – к осмотру и проверке) соответствующему контролирующему органу. Поэтому вопросы, можно ли на данном аппарате лечить (облучать!) больных людей с помощью достаточно мощного ионизирующего излучения, соответствует ли данный аппарат действующим ГОСТам, техническим условиям и нормам и правилам безопасности, остались открытыми. Главный санитарный врач Приморского края Дмитрий МАСЛОВвыдал разрешение только на хранение «СЛ75», но отнюдь не на использование в медицинских целях.

Инженер-физик добавляет: когда аппарат заказывали, с местными специалистами даже не посоветовались. Между тем у физиков к этим аппаратам большой список претензий. Кроме того, работа на такой технике требует целого ряда дополнительной компьютерной и другой техники (которой нет!), высочайшей культуры труда, точного расчёта зоны воздействия (это же облучение!), значит, нужны томографы, рентгеновские симуляторы и прочее вспомогательное оборудование.


Пока же радиологи Приморского онкологического диспансера срезы тела (для расчёта облучения) рисуют на бумаге карандашом почти «на глаз», полагаясь на простые рентгеновские снимки и на собственный богатый опыт. Увы, погрешностей не избежать! Но позарез необходимый здесь хотя бы обыкновенный рентгеновский компьютерный томограф даже не предвидится на ближайшее будущее.

- Уберите, пожалуйста, этот чёртов «подарок» «СЛ75-5-МТ» куда угодно или верните его изготовителю и поставьте в бункер на своё законное место второй «Рокус-АМ», и тогда проблема отчасти будет решена! – восклицает физик Виктор Лукаш. - Ненормально долгое ожидание своей очереди на лечение в РО ПКОД – это чисто российское безобразие имеет очень короткое иностранное название: геноцид. Это очередь не на лечение, это очередь на погост!

Есть надежда

- Да, ситуация действительно сложная, - подтверждает Михаил ВОЛКОВ, главный врач Приморского краевого онкологического диспансера. На свою должность он заступил в ноябре 2007 года. – Так получилось, что проблемы копились долгие годы, онкологическая помощь в крае оказалась на задворках внимания властей, многие проекты, в том числе строительства нового радиологического и лечебного корпусов, оказались не осуществлёнными. И радиология – лишь небольшая часть общего списка. Но в последнее время краевая администрация проявляет действенную заинтересованность исправить ситуацию. И появилась надежда.

Прежде всего, быть может, вопреки утверждениям физика удастся ввести в строй линейный ускоритель «СЛ75».

- По стране параллельно с нашим аппаратом поставлено 38 таких же, и везде они работают, - утверждает Михаил Васильевич. - В начале этого года заключён договор с компанией, которая вправе обслуживать этот аппарат, уже куплена и доставлена планирующая система «Амфора» стоимостью 100 тыс. долларов (это программа, позволяющая воздействовать точно на опухоль, минимально задевая здоровые ткани). Пропускная способность «СЛ75» выше «Рокуса»: одна процедура на «Рокусе» длится 20 минут, на «СЛ75» - четыре минуты. При этом, действительно, подобные линейные ускорители не поставляются в развивающиеся страны: они требуют точного соблюдения технологических цепочек и высокой квалификации персонала. Но в России достаточно специалистов высокой квалификации, и мы, надеюсь, справимся.

Дальше планы руководства ПКОД таковы: после ввода в строй линейного ускорителя «СЛ75» (если такое случится) появится возможность заменить старый «Рокус» на новый, такой же. Правда, процесс этот весьма длительный - не меньше 3-4 месяцев: нужно произвести демонтаж оборудования (весом 9 тонн!), разобрать мощные стены бетонного бункера, смонтировать новый, восстановить бетонную защиту. Но, если всё пойдёт гладко, уже в этом году в крае будут работать два аппарата лучевой терапии. Затем в перспективе – строительство пристройки ещё с двумя каньонами как для лечебной, так и для диагностической аппаратуры. В частности, онкодиспансер давно и остро нуждается в гамма-камере для диагностики метастазов в глубоких тканях. Без таких аппаратов онкология – тоже давно позапрошлый век…

Судя по всему, уже ближайшее время покажет, смогут ли специалисты ввести в строй многострадальный линейный ускоритель.

Однако беды радиологии на этом, увы, не заканчиваются.

Тот самый прошлый век

К печальной картине Михаил Волков добавляет «штрихов».

Аппарат для внутриполостной терапии «Агат-ВУ» - единственный, который применяется для лучевой терапии в онкогинекологии, с помощью этой техники эффективно лечится рак шейки матки у женщин, восстанавливается и сексуальная, и репродуктивная функции (если, конечно, лечение проведено вовремя). Так вот, «Агат» исчерпал свой ресурс ещё в декабре 2007 года. Новый такой аппарат стоимостью 25 млн. рублей есть в списке централизованных закупок краевого департамента здравоохранения на 2008 год, специалисты ждут и надеются, время идёт. Но ведь пациентки ждать не могут!

Ещё один аппарат для близкофокусной лучевой терапии – «РУМ 60-20-1М» (эффективно излечивает рак кожи) – работает с 1966 года! Пока он технически исправен, но устарел морально и физически, медперсонал боится на него дышать, не дай бог выйдет из строя (и выходит периодически). Конечно, «старику» давно требуется замена. Но в планах на этот год она даже не предусмотрена.

Полтора года не работает компьютерный симулятор, с помощью которого идёт расчёт подходов к опухоли – в облучении нужна ювелирная точность, ошибка в 1-2 см решает судьбу. Но напичканный электроникой аппарат никак не получается ввести в строй.

- Наши врачи обладают высочайшей квалификацией, самыми современными знаниями и технологиями лечения онкологических заболеваний, мы постоянно учимся в лучших клиниках Москвы и Петербурга. Но оснащение отделения давно устарело, - признаётся Екатерина ПАРАСОЧКО, заведующая радиологическим отделением ПКОД. – Каждый раз, когда бываем в центральных клиниках, до слёз обидно: везде все изменилось, и только у нас – прошлый век. В соседнем Хабаровске введён в строй хорошо оснащённый онкологический центр. А уж от мировой онкологии мы отстали лет на пятьдесят. В мире уже не работают без оснащения отделений несколькими компьютерными томографами (в нашем нет ни одного), на помощь врачам пришли современные навигационные установки. Технологическое чудо последнего времени – гамма-нож (правда, стоимостью 5 млн. евро) – без операции позволяет лечить опухоли мозга…

Но даже если не до чудес – хотя бы самое необходимое оборудование спасло бы тысячи жизней жителей Приморья. Нередко совсем молодых и цветущих.

Очень хотелось бы поставить оптимистическую точку, вроде такой: дело сдвинулось, есть надежда.

Но если честно глядеть проблеме в глаза – причин для оптимизма до обидного немного… Особенно когда заболевшему некогда ждать.

Автор: Марина Ивлева Сергеевна