Даёшь двести ТСЖ за миллиард рублей!
Новому Жилищному кодексу «стукнуло» без малого три года. И – свершилось! – первый семинар, посвящённый реформе ЖКХ, наконец, прошёл во Владивостоке. Эту встречу уже назвали беспрецедентной, а через 2-3 недели пройдёт следующая. Казалось бы, к чему такая
Новому Жилищному кодексу «стукнуло» без малого три года. И – свершилось! – первый семинар, посвящённый реформе ЖКХ, наконец, прошёл во Владивостоке. Эту встречу уже назвали беспрецедентной, а через 2-3 недели пройдёт следующая. Казалось бы, к чему такая спешка? Шутка ли – на кону 240 миллиардов рублей, которые до 2012 года регионы должны «поделить» в поддержку реформы.
Федеральный закон № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» значительно «моложе» Жилищного кодекса. Но второй семинар для населения Владивостока будет посвящён именно ему. Рассказав о трёх существующих формах управления домом, организаторы семинара – администрация города в рамках действующего Совета по содействию проведения реформы ЖКХ – решили сразу перейти к постановке конкретных задач перед собственниками.
На вопрос, почему темой для второго семинара был выбран Фонд содействия реформе ЖКХ, когда Жилищный кодекс гораздо богаче информацией, чем просто рассказ о трёх формах управления домом, был получен такой ответ: «Если сейчас не начать работу в этом направлении, то город может не получить деньги». Это Евгения МАЙОРОВА, начальник отдела по тарифному регулированию.
Ей вторит заместитель главы администрации Максим ДОЦЕНКО: «Критерии выбора тех субъектов Российской Федерации, что получат финансовую поддержку в рамках 185-го закона, очень жёсткие. Одним из самых трудновыполнимых условий является наличие на территории субъекта 5 процентов ТСЖ (товариществ собственников жилья. – «В») из общего числа домов. Во Владивостоке их количество достигает 2,5 – 3 процентов. То есть если нам создать порядка 100-150 ТСЖ, то уже к концу 2008 – началу 2009 года мы сможем получить деньги».
Галина КРИВЕЦ, директор одной из частных управляющих компаний города, тоже начала своё выступление на семинаре с разговора о товариществах собственников жилья: «В 2005 году в Москве ТСЖ как форму управления домом оклеветали, а сейчас там же её превозносят. Появился 185-й федеральный закон, и нам говорят: «Даёшь 200 ТСЖ!». В то же время сюда приезжают столичные чиновники и призывают не торопиться с созданием ТСЖ в своем доме, потому что эта форма ещё не доработана до конца. Но пока корректируют закон, наши дома ветшают!».
Теперь, через три года после вступления в действие Жилищного кодекса, людям рассказывают о недостатках тех или иных форм управления, ТСЖ в частности. Хотя руководитель центра «Тихоокеанский проект» Александр СМЫШЛЯЕВ назвал ТСЖ высшей из предложенных кодексом форм управления, к которой в идеале должны стремиться все собственники, она всё же имеет весомые недостатки. Это наглядно показали выступления тех инициативных собственников, которые успели набить немало шишек на пути к реализации законного права – управлять принадлежащим им имуществом.
Своим опытом поделилась Наталья, председатель одного из ТСЖ: «Мы создали товарищество несколько месяцев назад, к этому мы шли год. И чем дальше идём, тем с большим ворохом проблем сталкиваемся. Нам нужны обучение, оформление документов, составление экспертиз и смет… Я оставила работу ради того, чтобы заниматься управлением домом. Я не хочу сказать: не создавайте ТСЖ, но будьте готовы к тому, что это бесконечно тяжёло».
Татьяна ПЛОТНИКОВА, заместитель начальника управления содержания жилфонда и городских территорий администрации города, и вовсе прямо подчеркнула, что товарищество собственников – это управление непрофессионалов. По её мнению, собственники не могут контролировать качество работ по содержанию жилья, потому что в этой сфере сведущи лишь специалисты, да и следить за расходованием средств – тоже непосильная для них задача из-за занятости на работе и дома. Единственной приемлемой формой, содержащей в себе множество плюсов, она считает лишь управление с помощью управляющей организации, которых в нашем городе насчитывается сорок.
Но ведь для того Жилищный кодекс и дал собственникам право выбора, чтобы они могли сравнить различные формы и выбрать наиболее для себя подходящую. Только вот большинство вопросов от участников семинара относилось к тому, как бороться с навязыванием иными управляющими компаниями своих услуг. Иосиф БОРИСОВИЧ, представитель инициативной группы дома, уже год пытается добиться перехода от одной управляющей организации к другой – дважды выбранной большинством голосов собственников. Вместо желаемого эффекта был получен шок. От метода словесного запугивания жильцов «заинтересованные лица» перешли к более радикальным мерам. «На разговор» к жильцам пришли люди с автоматами…
На фоне подобных историй, которыми, к сожалению, в большом количестве пестрят средства массовой информации, трудно поддаться убеждению и стать оптимистичным и инициативным собственником. А тем, кто променял личную жизнь и душевный покой на изучение Жилищного кодекса и бесконечное хождение по инстанциям, наверняка обидно слышать, что собственники сплошь непросвещённые, что 60 процентов жителей только слышали о происходящем в ЖКХ, но понятия не имеют о реформе. Что ж, наверное, теперь, когда три года спустя собственников наконец стали обучать, реформа пойдёт в гору.
Но чего ждать после того, как регионы «разделят» между собой Фонд содействия реформированию ЖКХ? Пройдёт череда семинаров, дай бог, количество заявлений на капитальный ремонт превысит отметку в 300 штук, приблизится к требуемому значению, и город получит деньги по 185 закону. Хотелось бы только, чтобы после этого люди не собрались и не задали, как на первом семинаре, вопрос: а куда ушли деньги?
Автор: Ольга Самускевич