Экономия воды требует жертв – новых расходов
Альтернатива платежам за коммунальные услуги по нормативам потребления – оплата по показаниям приборов учёта за фактическое их использование. Все ТСЖ и ЖСК оснащаются общедомовыми теплосчётчиками, а новое жильё сдаётся сразу уже с поквартирными приборами
Альтернатива платежам за коммунальные услуги по нормативам потребления – оплата по показаниям приборов учёта за фактическое их использование. Все ТСЖ и ЖСК оснащаются общедомовыми теплосчётчиками, а новое жильё сдаётся сразу уже с поквартирными приборами учёта тепла. А больше всего в квартирах устанавливается водосчётчиков. Часто это даёт заметную экономию.
Межповерочный срок истёкНо вот какая всплыла проблема: немалых расходов требуют техническое обслуживание приборов учёта и их поверка. А чаще всего оказывается, что водосчётчик после нескольких лет эксплуатации уже не пригоден к использованию и его надо менять на новый. Затраты не многим меньше, чем при первой установке. К тому же по большому счёту проблема на городском уровне не решена.
Сейчас как раз заканчивается межповерочный период водосчётчиков, которые в массовом порядке начали устанавливаться четыре-пять лет назад (для приборов учёта горячей воды – это, как правило, четыре года, холодной – шесть лет). С декабря ООО «Программы учёта» стало выставлять плату за воду по городским нормативам потребления хозяевам квартир, которые были предупреждены, что срок поверки их счётчиков истёк.
Начальник отдела контроля по приборам учёта этой организации Анна ТЫЩЕНКО, объяснила: всё - в соответствии с законодательством и Правилами предоставления коммунальных ус уг гражданам.
- Кроме того, от Водоканала и Примтеплосетей мы получили официальные письма с требованием предупреждать потребителей за месяц, а потом выставлять платежи по нормативу, - рассказывает Анна Алексеевна. - Мы дали даже больше - два месяца, но многие жители города всё равно не сделали поверку приборов учёта. В таком случае хозяева уже не имеют права их эксплуатировать, счётчики изымаются из обращения (показания их просто не берутся в расчёт).
~~Справка «В»
По информации специалистов Приморских тепловых сетей, примерно треть владивостокских квартир - 68 тысяч – оборудованы приборами учёта горячей воды. Массовая их установка началась с 2003 года. В прошлом году жители краевого центра установили 25 тысяч таких счётчиков. ~~
Нельзя сказать, что гром грянул среди ясного неба и о необходимости поверки приборов учёта никто ничего раньше не слышал. При регистрации и пломбировании их в «Программах учёта» предупреждали об этом, записывали срок изготовления, от которого отсчитывается межповерочный период. Но кто же мог предполагать, что дальнейшая использование приборов будет связано с такими трудностями и затратами?
~~Справка «В»
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального прибора учёта, не превышающий 30 календарных дней, объёмы потребления холодной и горячей воды для расчёта размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление ресурсов по указанному прибору за последние 6 месяцев. А если период работы прибора учёта составил меньше шести месяцев – то за фактический период его эксплуатации, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.~~
В особо тяжёлом положении оказались льготники, которым водосчётчики установили бесплатно по городской программе.
- Люди были рады-радёшеньки, что снизились коммунальные платежи, - расстроен пенсионер Евгений ИШУНИН, во многом благодаря инициативе которого родилась эта программа. - Тем более, большинство из нас экономно расходуют воду и стали платить за неё в два-три раза меньше, чем без счётчиков. Они были поставлены за счёт бюджета примерно 10 тысячам семей. И что же, теперь снова переходить на нормативы? Я, конечно, предполагал, что расходы на поверку и техническое обслуживание счётчиков будут. Думал, рублей 200-300. А получается, нужны две-три тысячи, потому что нам предлагают поставить новые приборы, говорят, что нет смысла поверять старые, их всё равно уже нельзя эксплуатировать. Водоканал поверку не делает, город самоустранился от решения этой проблемы, всё отдал на откуп частным структурам. По существу просто бросил малоимущие семьи, которым в своё время сделал доброе дело.
~~Совет
Чтобы избежать лишних проблем, когда придёт время снимать на поверку счётчик, лучше сразу при его установке сделать обводную трубу с краном. Пока прибор находится на поверке или в ремонте, вода идёт по этой трубе. В остальное время кран закрыт и опломбирован.~~
Отчасти Евгений Анатольевич прав. В водоканале хоть и есть водомерная мастерская, но, как нам там объяснили, она рассчитана на работу с предприятиями, а не с населением, да и необходимого оборудования нет. Выяснилось, что на сегодня только одна бизнес-структура – «Дельта инжиниринг» - имеет установку (переносную) для обслуживания водосчётчиков и оказывает совместно с ФГУ «Приморский ЦСМ» жителям города услугу по поверке. Директор компании Павел РУБЛЁВ не скрывает, что решился на покупку дорогого оборудования («стоит эта установка как дорогой автомобиль», - говорит он) лишь потому, что ниша на рынке оказалась свободной.
Приборы выходят из строяЗа разъяснениями мы обратились в ФГУ «Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации» – орган, который осуществляет государственный метрологический контроль приборов разного назначения, в том числе по учёту расхода холодной и горячей воды.
Исполняющий обязанности директора Владимир ЗАВЗЯТЫЙ пояснил:
- В соответствии со статьёй 13 закона РФ «Об обеспечении единства измерений» водосчётчики являются средствами измерений, участвующими во взаиморасчётах между покупателем и продавцом и подлежат государственному метрологическому контролю - поверке. По истечении межповерочного интервала водосчётчики необходимо предъявлять в поверку, о чём свидетельствует запись в техническом паспорте. По результатам поверки определяется возможность дальнейшей эксплуатации прибора. Стоимость её составляет 295 рублей.
Мониторинг показывает, что в 2007 году из общего количества представленных на поверку приборов 75 процентов признаны не пригодными к дальнейшей эксплуатации и подлежат изъятию из обращения.
Большую проблему в ЦСМ видят в том, что счётчики эксплуатируются без технического обслуживания, в несоответствующих требованиям условиях. Заводы-изготовители средств измерений заинтересованы в освоении рынка, и для этого используют все ухищрения рекламы своей продукции.
- Когда начинают производить новое средство измерения или ввозят из-за границы, его испытывают и после этого вносят в государственный реестр – разрешённый к применению в нашей стране перечень средств измерений, - объясняет Владимир Завзятый. – При испытании определяется межповерочный интервал – сколько лет прибор может прослужить без сбоев. Но его технические характеристики проверяют в нормальных условиях. У нас же системы подачи воды в большей части изношены, в воде - всевозможные примеси, в том числе механические. Передаточный механизм счётчиков от такой воды быстро приходит в непригодность. Хорошо, если стоят фильтры, но ведь зачастую их нет. Прибор быстро начинает выдавать показания, далекие от истины.
На мой взгляд, устанавливаемые производителями сроки межповерочного интервала слишком велики. В наших условиях счётчики могут прослужить максимум два года. Мы уже выходили с предложением уменьшить межповерочный интервал в Водоканал и Тепловые сети, поскольку именно они в первую очередь должны быть заинтересованы в строгом учёте продаваемых ресурсов, и снова будем поднимать этот вопрос.
- Можно предположить, что количество приборов учёта будет только расти. А потому проблема с их установкой, поверкой, ремонтом, демонтажём будет ещё больше обостряться. Как она должна решаться?
- Необходима служба, которая организовала бы работу по техническому обслуживанию счётчиков, имела обменный фонд. Если её не станет развивать Водоканал, то, считаю, нужно возрождать завод по ремонту измерительных приборов – ЗИП. Здесь остались специалисты, и не придётся начинать с нуля.
Это одна из городских проблем, без решения которой жилищно-коммунальные услуги не поднять на современный уровень.
~~Кстати
По информации управления жизнеобеспечения администрации Уссурийского городского округа, из 33700 уссурийских квартир в 7300 установлены водосчётчики. Весь необходимый комплекс работ по установке приборов учёта, их демонтажа, ремонта, поверки взял на себя МУП «Уссурийск-Водоканал». Стоимость поверки – 389 рублей, ремонт первой категории – 459 рублей, более сложный ремонт – 509 рублей. Судя по приведённым суммам, можно предположить, что мало кто пользуется этими услугами – разумнее установить новый прибор. ~~
Автор: Надежда БРАЖИНА