Что ответил Владимир Путин корреспонденту «В»?

Фрагменты из стенограммы пресс-конференции Владимира ПУТИНА 14 февраля 2008 года, где он отвечает на два вопроса, заданные представителями Приморского края.

19 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2292 от 19 февр. 2008
cc125b112cf2601e22c6df4969675cd2.jpg

Фрагменты из стенограммы пресс-конференции Владимира ПУТИНА 14 февраля 2008 года, где он отвечает на два вопроса, заданные представителями Приморского края:


«В. АВЧЕНКО, газета «Владивосток», Приморский край: Владимир Владимирович, меня очень волнует проблема, которая, на мой взгляд, уже стала политической. Это проблема оттока населения с Дальнего Востока. Мне известно, что некоторое время назад была разработана государственная программа по переселению соотечественников, и одной из её целей было как раз привлечение человеческих ресурсов в депрессивные регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Однако сегодня уже очевидно, что при сохранении нынешних подходов к решению этой проблемы на Дальний Восток никто не поедет, там слишком дорого жить, слишком некомфортно жить и слишком мало возможностей для самореализации. Вопрос в этом и заключается: как всё-таки государство собирается – если собирается – бороться с оттоком населения с Дальнего Востока? Спасибо.

В. ПУТИН: Эта проблема волнует не только вас – многих граждан страны, и меня волнует очень. Действительно, мы наблюдаем депопуляцию этих территорий: Восточной Сибири, Дальнего Востока. Отток продолжается, и принимаемые меры не дают пока должного результата. Я практически постоянно возвращаюсь к этой теме на протяжении последних 5–6 лет. По Дальнему Востоку существует программа развития, как вы знаете, – федеральная целевая программа. Мы планируем проведение там крупных международных мероприятий – включая АТЭС, кстати, во Владивостоке. Мы запланировали достаточно большие федеральные ресурсы на развитие территорий, прежде всего это касается инфраструктуры.

Но конечно, граждане, проживающие на Дальнем Востоке, должны быть экономически поставлены в такое же, а может быть, в лучшее положение, чем проживающие, скажем, в европейской части Российской Федерации. В России всегда предпринимались такие шаги, которые не просто удерживали бы там население, а делали бы пребывание там людей не просто комфортным, но и выгодным с экономической точки зрения. Мы с вами понимаем, о чём идёт речь: о тарифах, прежде всего, на электроэнергию, на тепло, на транспорт. И, как бы нерыночным это ни выглядело, нам придётся пойти на определённые преференции. Пока на этом остановлюсь. Но мы в этом направлении думаем, и соответствующие меры, соответствующие шаги для того, чтобы создать такую комфортную ситуацию для граждан, проживающих на Дальнем Востоке, будут предприняты».

(…)

«А. КОВАЧ, радио «Лемма». ВОПРОС: Добрый день. Наконец-то дождались ещё в одной части внимания для Дальнего Востока. Спасибо большое. Вы немножко обмолвились о саммите АТЭС в самом начале пресс-конференции и очень много говорили о развитии Сочи, о поднятии Сочи. Между тем саммит АТЭС на два года раньше пройдёт во Владивостоке, нежели Олимпиада в Сочи. В Сочи, мы видим, многое развивается, много всего строится и уже есть конкретные планы. У нас пока люди помимо, наверное, 15 проектов разных мостов за последние года три ничего не видели и ничего не слышали. Очень много ходит слухов, и, если честно, мало кто верит уже в то, что действительно что-то будет, особенно учитывая, что у нас криминальная ситуация (всё больше и больше пугает). Хотелось бы узнать, насколько всё действительно реально, и, может быть, как-то успокоить наших жителей.

Если можно, сразу второй вопрос, может быть, немножко он касается саммита АТЭС. Коль предусмотрено развитие социальное в первую очередь Дальнего Востока и Приморья, может быть, действительно вопрос мой будет немножко касаться именно меня и молодых людей. Сейчас лично мне хотелось бы уже иметь ребёнка, но…

(Аплодисменты.)

В. ПУТИН: Я тоже поаплодирую вместе с остальными коллегами.

АВТОР ВОПРОСА: Спасибо большое.

В. ПУТИН: Вы что, у меня спрашиваете об этом?

АВТОР ВОПРОСА: К сожалению, цены на жильё в нашем регионе и даже семейный бюджет около 60 тысяч рублей (это далеко не средний, это намного выше среднего в Приморье) не всегда позволяет, я бы сказала, почти никогда не позволяет. Думаешь о ребёнке, становится страшно, и мурашки по коже бегут: либо ты будешь жить в маленькой квартире с ним, либо, может быть, нам стоит жить, как в Европе, – до 35 лет строить себе жильё, зарабатывать деньги, а потом рожать ребёнка…

В. ПУТИН: В Европе до 35 лет не живут таким образом, там всё-таки получают образование, потом постобразование, потом как-то стараются женщины определиться в жизни. По-моему, средний возраст женщины, при котором она решается на первого ребёнка, где-то 29–30 лет (…)

Что касается ситуации на Дальнем Востоке, мне остаётся только повторить, что я уже говорил. Не было возможности просто у государства выделить этот регион таким образом, чтобы не просто декларировать, а реально взять, скажу прямо – не хотелось, но скажу, – взять на федеральный бюджет, скажем, субсидирование тарифов на транспорт, на электроэнергию, взять на федеральный бюджет большую нагрузку по снижению цен на жилищное строительство.

Вы понимаете, всё-таки у нас очень напряжённые обязательства. Мы, конечно, можем сейчас разогнать расходы за счёт нефтегазовых доходов, но скакнёт сразу инфляция, выйдет за параметры даже 11 процентов. Но нам придётся, считаю, всё-таки, даже если это будет выглядеть не очень рыночно, временно хотя бы брать на себя определённую нагрузку, создавая благоприятные условия для жизни на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

Вы знаете, что существует федеральная целевая программа, мы достаточно подробно ведём этот диалог с региональным руководством. В рамках этих программ предусмотрены значительные федеральные ресурсы, прежде всего на развитие инфраструктурных проектов. Это касается и проведения саммита АТЭС. Никаких изменений с точки зрения планов проведения этого крупного международного мероприятия нет. Мы будем проводить это во Владивостоке.

Да, может быть, немножко затянулось там решение вопроса, где конкретно, что строить. Но окончательные решения приняты, мы будем это делать, и будем делать именно у вас, именно во Владивостоке: мы будем расширять возможности аэропорта, будем строить там дорогу, в конечном счёте обязательно построим мост на остров Русский, будем осуществлять всё то, о чём говорили раньше. Ничего не изменилось, всё будем делать».

Автор: www.рresident.кremlin.ru