Какой удобный повод!

16 января японская газета Mainichi Japan сообщила, что в Токио задержан правительственный чиновник, сотрудник канцелярии премьер-министра, который был уличён в передаче конфиденциальных данных второму секретарю посольства России в Стране восходящего солнц

15 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2291 от 15 февр. 2008
917f8504b73bc1b3ff4d2f9fcca2a13a.jpg

16 января японская газета Mainichi Japan сообщила, что в Токио задержан правительственный чиновник, сотрудник канцелярии премьер-министра, который был уличён в передаче конфиденциальных данных второму секретарю посольства России в Стране восходящего солнца. Японская полиция допросила обвиняемого и провела обыски в его доме и по месту службы. Она изъяла множество компрометирующих материалов, которые были направлены в прокуратуру.

Сообщается, что в прошлом году чиновник несколько раз встречался с российским дипломатом в токийских ресторанах и барах, где и передавал ему документы, содержащие сведения по широкому спектру вопросов внутренней политики Японии. Такие действия, по юридическим нормам Страны восходящего солнца, являются нарушением закона о государственной службе. За свои услуги задержанный якобы получил от российского дипломата около 37 тыс. долл. Эти средства, как уверяет следствие, он потратил на различные развлечения, посещение ресторанов и игру на скачках. Полиция считает арестованного виновным и утверждает, что такие действия подпадают под понятие «взятка», что может усугубить положение чиновника, поэтому ему будет также предъявлено обвинение и по этому пункту нарушения японских законов. Правда, в канцелярии премьер-министра заявили, что подозреваемый не подлежит уголовному преследованию, поскольку переданные им материалы были конфиденциальными, но не секретными.

Обвиняемый на допросах признался, что он поддерживал контакты с русскими дипломатами почти 10 лет, а примерно два года тому назад познакомился с 38-летним вторым секретарём российского посольства, с которым неоднократно встречался в столичных барах и ресторанах. Он сообщил следствию, что «передавал материалы и брал деньги». Но, утверждает арестованный, это были только переводы из иностранных газет с пометками аналитиков его ведомства, из которых он изымал секретную информацию.

Отдел общественной безопасности Токийского полицейского управления, занимающийся расследованием этого дела, имя чиновника не называет. Однако ряд японских СМИ сообщил, что ему 52 года и он является сотрудником одного из подразделений кабинета премьер-министра, именующегося Информационно-исследовательским управлением (ИИУ) (Cabinet Intelligence and Research Office). В японском варианте данная служба имеет аббревиатуру NAICHO.

Известная, но самая секретная

Хотя о существовании этой спецслужбы давно известно как в Японии, так и за рубежом, а один из её бывших руководителей Йошио Омори даже написал о ней книгу, данная структура считается сверхсекретным подразделением и занимает ведущее место в разведывательном сообществе островного государства.

ИИУ включает несколько подразделений, занимающихся сбором информации на территории Японии и за рубежом, необходимой членам кабинета министров для принятия главным образом политических решений. Кроме того, управление осуществляет взаимодействие с другими спецслужбами страны, а также с государственными учреждениями, частными фирмами и общественными организациями. В её подчинении находится и служба космической разведки Страны восходящего солнца.

По различным данным, штат кадровых сотрудников ИИУ очень небольшой. Он состоит всего из 80 человек, основная часть которых занимается аналитическими исследованиями. Однако малочисленность этого разведоргана, по мнению японских специалистов, не влияет на качество его работы. Управление активно привлекает к ней агентов из числа завербованных иностранных граждан, а также сотрудников государственных учреждений и частных организаций, работающих за рубежом. По данным японских журналистов, с ИИУ охотно вступают в «деловые отношения» крупнейшие японские информационные агентства и национальные торговые и промышленные компании. Поэтому вполне можно допустить, что какие-либо высокопоставленные чиновники зарубежных стран, давая интервью японским журналистам, отвечают на вопросы, которые были сформулированы аналитиками NAICHO. Кадровые сотрудники ИИУ работают и за рубежом, используя, как правило, дипломатическое прикрытие.

Директор управления подчиняется непосредственно премьер-министру. Он еженедельно выступает с докладами на совещаниях так называемого Объединённого информационного совета, председателем которого является заместитель генерального секретаря кабинета министров. В этих мероприятиях принимают участие представители японских разведслужб, высокопоставленные члены кабмина, а также чиновники Министерства обороны, Управления внутренней безопасности, Национального управления полиции и Министерства иностранных дел. Кроме того, шеф NAICHO каждую неделю встречается с премьер-министром. Такая практика была введена ещё в 1982 году.

Несмотря на большое значение, которое придаётся деятельности ИИУ, и первостепенное место, отводящееся этой службе в разведывательном сообществе Японии, её сотрудники неоднократно подвергались критике со стороны правительственных чиновников, которые утверждают, что эффективность их труда находится на очень невысоком уровне. Критики управления заявляют, что большая часть усилий специалистов ИИУ уходит на привлечение сторонних аналитиков и учёных, которые просто занимаются переводом иностранных газет, журналов и официальных документов.

Правда, уже упоминавшийся выпускник юридического факультета Токийского университета Йошио Омори, возглавлявший NAICHO с 1993 по 1997 год, считает, что 90 процентов необходимой информации разведка вполне может получать из открытых источников, то есть из газет, журналов, докладов, отчётов и других официально публикуемых в зарубежных странах документов. И только после отбора специалистами соответствующих фактов, цифр, выстраивания разнородных сообщений в единую логическую цепочку и анализа имеющихся сведений они превращаются в разведывательные данные, которыми могут пользоваться политики при принятии соответствующих решений.

Мнение Йошио Омори не так далеко от истины. Разведки всех стран мира большую часть сведений черпают из открытых источников и именно таким образом добывают необходимые данные.

Реакция официального Токио


Премьер-министр Японии Ясуо Фукуда в официальном заявлении выразил свое возмущение обвинениями в том, что один из сотрудников его канцелярии передавал секретные документы российскому дипломату, выразил сожаление о том, что произошло это буквально «под носом» у правительства. Вместе с тем премьер предложил не раздувать значение этого инцидента. «По правде говоря, масштаб этой проблемы просто смехотворен», – приводит слова главы кабинета агентство «Франс Пресс».

А вот подчинённый премьера – генеральный секретарь кабинета министров Нобутака Матимура возмущён совершенно другой стороной этого дела. Он уже начал проводить своё собственное расследование и потребовал ужесточить систему хранения секретных документов. Кроме того, Матимура предложил наказать начальников чиновника, по вине которых произошёл данный инцидент. В связи со случившимся Матимура даже принёс извинения японскому народу. Генеральный секретарь утверждает, что хотя инцидент и не причинил большого ущерба национальным интересам Японии, он, тем не менее, нанёс серьёзный удар по престижу государства.

Скорее всего после завершения следствия, как это бывает в подобных случаях, японская контрразведка подвергнется серьёзным чисткам и некоторые из её руководителей расстанутся со своими креслами. Правда, это уже не первый случай, когда КРО Японии недоглядели за своими подопечными. В середине прошлого года была выявлена утечка информации об американских радарах «Иджис», которые Соединённые Штаты поставляют японцам. Министр обороны США заявил, что если этому не будет положен конец, то сотрудничество двух стран по созданию системы ПРО будет приостановлено.

Истерия националистов

История с чиновником-шпионом вызвала бурю среди японских правых. Именно японские ультранационалисты в весьма резкой форме выражают своё недовольство заметными положительными изменениями в отношениях между Россией и Страной восходящего солнца.

Члены крайне правых организаций провели демонстрации протеста у зданий посольства и торгового представительства РФ. По центральным улицам Токио в сопровождении полиции и автомобилей спецслужб разъезжали чёрные автобусы с мощными громкоговорителями. На бортах автобусов были написаны оскорбительные лозунги антироссийской направленности. Из динамиков звучало: «Очистить страну от русских!», «Убирайтесь в Россию!», «Верните северные территории!», «Возродим истинно японский дух!» и прочее в том же роде. Японская полиция установила перед зданиями российского посольства и торгпредства специальные заграждения и предупредила граждан РФ о необходимости соблюдения осторожности при выходе за пределы российских учреждений.

Пресс-атташе посольства РФ в Токио Сергей Ясенев заявил, что все утверждения о передаче конфиденциальной информации российским дипломатам вызывают только «сожаление и недоумение». По словам Ясенева, их можно рассматривать как попытку сорвать позитивный сдвиг, наметившийся в отношениях двух стран.

16 января в японское Министерство иностранных дел был приглашён заведующий консульским отделом посольства РФ в Токио Олег Рябов. Ему было объявлено, что подтверждение факта шпионских действий правительственного чиновника в пользу России станет весьма серьёзным инцидентом и Япония заявит свой решительный протест по данному поводу. Российский дипломат заверил японских коллег, что все сообщения и их пожелания будут немедленно переданы руководству посольства, «которое в возможно короткие сроки проанализирует сложившееся положение и даст ответ».

Российские эксперты не исключают, что в основе разоблачения шпиона, якобы работавшего на Россию, лежит попытка инициировать новую волну антироссийских настроений в части требований возвращения Японии её территорий. Совсем недавно в японской прессе появились сообщения о том, что в политических кругах Страны восходящего солнца рассматривается вопрос об изменении подходов к ведению переговоров с Россией по «территориальной проблеме». Там говорилось о том, что предполагается разделить вопрос на две части и вести обсуждение по обеим частям одновременно. Один блок переговоров будет касаться возвращения Японии островов Шикотан и Хабомаи. В рамках второго будет определяться истинная принадлежность тому или иному государству островов Кунашир и Итуруп. Однако в японском МИДе практически сразу же опровергли подобные заявления. Японские дипломаты объявили, что позиция Токио остаётся неизменной и что мирный договор с Россией будет подписан только после решения судьбы всех спорных территорий.

Представители посольства Японии в Москве заявили журналистам, что в их стране есть мощные силы, которые недовольны поступательным развитием российско-японских отношений и именно они используют все возможные способы, чтобы очернить Россию.

В МИД РФ обозревателю «НВО» по поводу данного инцидента не дали никаких разъяснений. Представитель пресс-службы внешнеполитического ведомства заявил, что «МИД никогда не даёт комментариев по таким вопросам». Однако следует отметить, что российский дипломат, которого японская полиция обвиняет в незаконном сборе сведений, составляющих государственную тайну и считает сотрудником Главного разведывательного управления ГШ России, ещё в декабре минувшего года выехал из Японии.

Автор: «Независимая газета»-«Независимое военное обозрение»