Мир – это большая фотография
Продавщица халатов, актёры театра Горького, боцман с парусника «Паллада», байкеры, художники, просто прохожие – его героем может стать кто угодно. В мастерской Сергея КИРЬЯНОВА сотни таких снимков. На каждом - люди. Со своими проблемами и радостями - так
Продавщица халатов, актёры театра Горького, боцман с парусника «Паллада», байкеры, художники, просто прохожие – его героем может стать кто угодно. В мастерской Сергея КИРЬЯНОВА сотни таких снимков. На каждом - люди. Со своими проблемами и радостями - такие, как в настоящей жизни.
Недавно в галерее «Арка» открылась вторая выставка Сергея Кирьянова - «Встречи». Собранные на ней снимки можно разделить на три части: «люди искусства», «свадьбы» и «байкеры» (Кирьянов колесит на «Кавасаки» и дружит с представителями этой субкультуры).
Как будто делаешь историю...В 15 лет Сергей взял в руки «Смену» и с тех пор не расстаётся с фотоаппаратом. Сначала фотографировал мальчишек во дворе - таких же, как он сам. А ночью, когда было темно, проявлял плёнку на кухне.
- Так необычно было - как будто ты остановил мгновение и перед тобой оживают застывшие кусочки реальности, - вспоминает он. - А сейчас это всё оцениваешь как что-то для себя глобальное. Будто ты делаешь историю. Но всё равно стараешься оставаться за кадром. Получился снимок - и хорошо.
- А снимки на рекламных щитах?
- Скорее, процесс производства. Творчество не боится быть непроданным. А коммерческое фото (да и не только фото, но и другие виды искусства) направлено на «прокорм» художника.
Есть, скажем так, «салонная фотография». Море, закат, природа, кораблики... Это то, что радует глаз, что просто само по себе красиво, - поэтому всегда покупается. Не буду говорить, что это плохо, - мы на этом зарабатываем. Да и для того, чтобы сделать такой снимок качественно, нужно мастерство. Я, повторюсь, не против таких снимков, у самого их куча. Но если ты настоящий фотограф, должно быть ещё что-то…
Владивосток – экзотика для иностранцев- Ты родится в Калининграде. А как во Владивосток попал?
- Служил в армии на Камчатке и познакомился с человеком, окончившим Владивостокское художественное училище. Он так всё красочно расписал, что когда я сюда приехал поступать в «художку», как будто со всеми лично был знаком...
- Если говорить о нынешнем Владивостоке...
- Нравится прежде всего расположение. Море. Природа. Нравится и север Приморья, суровый климат - класс. Здесь, особенно на севере, люди обобщены природой. Девушки тут красивые!
А город мог бы быть и получше. Есть же возможность сделать его красивее, чище, в конце концов. А то для иностранцев Владивосток - прямо экзотика.
- Приморский фотограф Михаил ПАВИН в статье «Идентификация в зеркале фотографии Владивостока» пишет, что в твоих работах «отчётливо прослеживается тема интервенции».
- Есть один снимок… Я сфотографировал американских моряков, которые смотрят так, как будто они тут главные, «хозяева мира». Но именно на той фотографии. Знаешь, когда иностранцы ходят по городу, пытаешься встать на их место. И думаешь: необычно им здесь, наверное. Среди русского, мягко говоря, беспорядка - окурков, бутылок, скамеек вывороченных.
Фотограф снимает сердцем- Сейчас все берут в руки фотоаппараты...
- Это нормально. Пусть фотолюбителей будет больше! А если говорить о том, что кто-то снимает крутой техникой, не владея навыками… Можно и скрипку Страдивари дать тому, кто играть не умеет - и ничего не получится. Но, с другой стороны, важно не то, какая у тебя камера. Я всегда говорю: «Фотограф снимает не фотоаппаратом, а сердцем и головой». Камера - просто инструмент. Если у тебя есть что сказать, ты это скажешь.
- «Репортажников», не работающих в СМИ, немного.
- Я «репортажник» только в том смысле, что пытаюсь фотографировать людей в жизни, в действии. Конечно, иногда вмешиваюсь в процесс, ставлю людей так, как мне бы хотелось. «Газетчикам» надо прибежать, снять быстро и не всегда то, что им нравится и хочется. Я же никому ничем не обязан. Моя репортажность в том, что я делаю фотоочерки. Но стараюсь снимать в соответствии с канонами. Просто тот, кто творит в жанре художественного фото, создаёт свой мир, а фоторепортёр отражает мир таким, какой он есть.
Когда работал в СМИ, отлично понял, что такое репортажная газетная или журнальная фотография. Есть задание:снять начальника какого-нибудь заведения. Ему, конечно, никуда неохота идти. Вот и снимаешь его в офисе, при галстуке... То ли дело в современных западных журналах - если это какой-нибудь министр железнодорожный, то он сидит в джинсах на шпале, на заднем плане какие-то мужики курят. И он понимает, что это - его, что он раньше был таким, как эти люди, что сам с этого начинал. А у нас - кабинет, телефон, всё официально. Я даже хотел сделать такую концепцию – «начальники». Все одинаковые, обезличенные. Почему они не могут быть просто людьми?!
- А кого бы ты выделил, узнал по стилю?
- Из местных - Витя ХМЕЛИК, он и дизайнер, и фотограф. Михаил Павин, Андрей ПЕРМИНОВ, Сергей ПАТЛАХ. У каждого своё мировоззрение. Из московских - тот же Валерий ПЛОТНИКОВ, работающий в жанре портрета.
- Ты ещё и байкер, член клуба «Русские самураи»…
- Да, давно дружу с Валерой ВОЛОДАРСКИМ, главой «самураев», но не хотелось бы заострять внимание на этом. Кто такой байкер? Бородач с пивным брюшком, гоняющий без шлема, весь в цепях, на «чоппере». Я не байкер, я просто мотоциклист. Езжу на двухколёсном транспорте. Это при наших пробках самое удобное средство передвижения. Я - фотограф на колёсах. В компании, разумеется, интересно поездить. Вдохновляет, когда едешь в колонне из десятков, а то и сотен мотоциклов.
Вот мотопутешественником бы хотел быть, но это немалые средства. Быть только байкером для меня - роскошь. Для меня весь мир - большая фотография, которую нужно проявить!
Автор: Валерия Федоренко Павловна