Нормально?

В своё время мы много писали об открытии памятника приморцам, погибшим в локальных войнах и конфликтах в послевоенное время, поэтому напомню в двух словах, что памятник стал возможен исключительно благодаря подвижническим усилиям членов краевой общественн

13 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2289 от 13 февр. 2008

Как уже сообщал «В», сейчас в коллективе нашей редакции завершается работа над очередным изданием ежегодника «Новая летопись Приморья». В самое ближайшее время мы полагаем «вытолкнуть» вёрстку полиграфистам и уже вскоре познакомить читателя с новой книгой.

Как и в предыдущем издании, в ежегоднике мы стараемся вспомнить ключевые события – радостные и не очень – года минувшего, обозначить те самые вешки, которыми он останется в нашей памяти. Здесь не место перечислять все события и всех героев, которых мы по тем или иным причинам отобрали; скажу лишь, что среди прочих знаковых моментов 2007-го отметили мы, естественно, и состоявшееся осенью долгожданное открытие памятника нашим землякам, приморцам, погибшим в локальных войнах и конфликтах в послевоенное, казалось бы, мирное уже время.

В своё время мы много писали об этом событии, поэтому напомню в двух словах, что памятник стал возможен исключительно благодаря подвижническим усилиям членов краевой общественной организации ветеранов локальных войн и конфликтов «Контингент», их товарищей и единомышленников. Финансировалось же всё – от скульптурного эскиза до окончательного монтажа готового памятника – исключительно на частные пожертвования.

В этой связи вспоминается история, которая тогда как-то не пришлась «к перу». Отсутствие бюджетного финансирования лично я как трагедию не воспринимаю: в России всегда было немало памятников, построенных исключительно на народные деньги, по подписке. Вопрос стоит несколько в другой плоскости: можно ли на этом – на воплощении памяти в памятник – делать свой бизнес?

После того как скульптор изготовляет макет в натуральную величину в пластичном материале (гипсе, к примеру), делаются готовые формы, по которым памятник льют уже в металле. В советские времена сложности с этим не было – металлообрабатывающая промышленность потихоньку шевелилась. Сегодня «литейка» осталась исключительно на Дальзаводе. Создатели памятника ткнулись туда. Им в ответ заломили такую цену, что, как говорится, «мама не горюй». Напомню: бюджета - ни копейки, все деньги – пожертвования. Да и цель в общем-то святая, в реализации которой прибыли никто вроде бы не ищет. На Дальзаводе этого сегодня, похоже, не понимают.

Памятник всё равно, конечно, был создан. Его отлили… в Китае. За цену, которая оказалась в несколько раз ниже.

Нормально?

Тут, собственно, два варианта. Или наш флагман судоремонта, решив «рубануть копейку», готов пуститься во все тяжкие. Что, как мне кажется, само по себе не совсем хорошо. Или – второй вариант – такова действительная себестоимость производства. Что тоже очень плохо. Потому что если у китайцев эта самая себестоимость кратно ниже, то все разговоры о создании (на базе того же Дальзавода) судостроительной корпорации превращаются в фикцию.

Потому что рынок (читай – заказчик) никогда не пойдёт туда, где дороже. Он будет искать, где быстрее, качественнее и дешевле. По ту сторону границы с этими показателями, похоже, всё выглядит значительно перспективнее.

Автор: Андрей Островский Вадимович