Аэрофлот расправляет крылья
В последнее время Аэрофлот активно продвигается на Дальний Восток. Такой вектор развития ведущей российской авиакомпании вовсе не случаен. Фактический национальный перевозчик взял на вооружение и последовательно реализует стратегию приоритетного развития
В последнее время Аэрофлот активно продвигается на Дальний Восток. Такой вектор развития ведущей российской авиакомпании вовсе не случаен. Фактический национальный перевозчик взял на вооружение и последовательно реализует стратегию приоритетного развития внутреннего рынка, подпитывающего своим ростом международные перевозки.
Аэрофлот оптимизирует свою маршрутную сеть – его внутренние перевозки развиваются опережающими темпами. В 2007 году объём перевозок Аэрофлотом пассажиров на международных воздушных линиях увеличился примерно на 9 процентов, а на внутренних - более чем на 20 процентов. Если в начале 90-х компания выполняла в России лишь два рейса – в Санкт-Петербург и Хабаровск, то теперь самолёты Аэрофлота регулярно отправляются в 26 городов России и семь городов стран СНГ. Таким образом, разговоры о том, что авиакомпания ориентирована главным образом на «прибыльные зарубежные рынки», более неправомерны.
24 декабря Группа «Аэрофлот» перевезла десятимиллионного пассажира с начала 2007 года. И символично, что этот пассажир находился на борту регулярного рейса из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Студент питерского вуза с Камчатки летел навестить родителей. Аэрофлот уделяет повышенное внимание восточным регионам России, где потребность в надёжных воздушных сообщениях особенно велика. Вместе с тем, прилагаются усилия к развитию региональных перевозок, не проходящих через столицу. Аэрофлот взял на себя маршруты из Магадана, где действует его филиал, в Новосибирск и Иркутск. Увеличена частота полётов в ряд пунктов по всей стране. Серьёзное наращивание перевозок, причём по меркам не только российского, но и международного рынка, происходит в результате скоординированного управления маршрутной сетью компаний Группы, мобильного использования парка и коммерческого взаимодействия.
Вопросы развития региональных перевозок не могут решаться исключительно в центральной штаб-квартире в Москве. Это и сделало необходимым создание дочерних авиакомпаний, а также филиалов в стратегически важных регионах. Данная работа ведётся в рамках стратегии отраслевой консолидации, которую Аэрофлот разработал, будучи ведущей российской авиакомпанией, более чем наполовину принадлежащей государству. Зачем нужна консолидация? Насчитывая порядка 170 перевозчиков, в том числе массу неконкурентоспособных, российский воздушный транспорт находится в раздробленном состоянии и не всегда может достойно противостоять иностранным перевозчикам, которые наращивают в России присутствие рекордными темпами.
Реализуя стратегию консолидации, Аэрофлот накопил немалый положительный опыт. На юге, в Ростове-на-Дону, им создана авиакомпания «Аэрофлот-Дон»; на севере, в Архангельске, – «Аэрофлот-Норд». А в настоящее время фактический национальный перевозчик занят созданием крупной Дальневосточной авиакомпании, конкурентоспособной как на внутреннем рынке, так и за рубежами России.
По предварительным итогам, в 2007 году число перевезённых пассажиров в рамках всей Группы «Аэрофлот» увеличилось более чем на 10 процентов. Рост перевозок дочерних компаний по отдельности гораздо выше: «Аэрофлот-Дон» - на 16 процентов, а «Аэрофлот-Норд» - на 13 процентов. Влившись в Группу «Аэрофлот» в качестве дочерних авиакомпаний соответственно в 2000 и в 2004 гг., «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-Норд», пребывавшие до этого в предбанкротном состоянии, значительно нарастили объёмы перевозок: «Аэрофлот-Дон» - с 400 тыс. пассажиров в 2004 году до миллиона, а «Аэрофлот-Норд» в 2007 году перешёл миллионный рубеж. Обе компании работают с прибылью, а по объёмам сделали резкий рывок, войдя в почётную вторую десятку российских авиаперевозчиков.
Формирование Дальневосточной авиакомпании - один из приоритетных проектов «Аэрофлота», и в 2008 году ожидаются серьёзные сдвиги в его осуществлении. Вопрос обсуждается в профильных министерствах, но серьёзная практическая работа уже идёт. В апреле 2007 года с помощью Аэрофлота был разработан бизнес-план развития на среднесрочную перспективу авиакомпании «Дальавиа», которая первой войдёт в новую объединённую структуру. В результате реализации этого плана предприятие смогло впервые за многие годы выйти на уровень рентабельности и получить прибыль – и это при том, что ещё в 2006 году убытки компании составили 318 миллионов рублей. До 2013 года парк воздушных судов «Дальавиа» пополнят 15 самолётов Boeing В737-500, семь В767-300 и 15 отечественных региональных лайнеров Sukhoi SuperJet-100.
Этот сценарий позволяет наглядно судить о будущем Дальневосточной авиакомпании в целом. Аэрофлот войдёт в неё со своими самолётами, технологиями, сетью маршрутов. Увеличатся транзитные потоки с запада на восток и в обратном направлении. Только консолидация активов региональных перевозчиков на базе Аэрофлота гарантирует им выживание в условиях резкой конкуренции. Только таким путём возможно достижение рентабельности не только на магистральных, прежде всего московских маршрутах, но и на межрегиональных и региональных. Укрупнение даст импульс обновлению самолётного парка, развитию в целом.
Выиграет не только дальневосточная гражданская авиация, но и социально-экономическая сфера региона в целом – за счёт улучшения транспортных связей, в том числе снижения тарифов, за счёт стимулирования смежных отраслей, в том числе туристической, сохранения квалифицированной рабочей силы и создания новых рабочих мест.
Автор: Служба оперативной информации «В»