Обмануть клиента банку ничего не стоит
Число банковских должников растёт постоянно. Не только потому, что граждане нынче такие недобросовестные. Зачастую банки перед клиентами не совсем честны. Не один заёмщик обнаруживает в подписанном кредитном договоре такие суммы, о которых ему ни разу ска
Число банковских должников растёт постоянно. Не только потому, что граждане нынче такие недобросовестные. Зачастую банки перед клиентами не совсем честны. Не один заёмщик обнаруживает в подписанном кредитном договоре такие суммы, о которых ему ни разу сказано не было. Подобная жалоба физического лица в Федеральную антимонопольную службу России стала причиной массового расследования в банковском секторе. Службу заинтересовало, правильно ли банковских клиентов уведомляют об изменении расценок на операции по счетам.
Это далеко не первая проверка банковской деятельности, затеянная антимонопольной службой. Ведь клиентами кредитных организаций становятся всё больше и больше граждан. И потому бизнес этот – в зоне риска.
Итак, до 25 февраля банкам необходимо предоставить информацию об условиях открытия и ведения счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. А именно – предусмотрено ли в договорах право банка на одностороннее изменение тарифов? Одновременно ФАС спрашивает, каким образом банки уведомляют клиентов об изменении тарифов. Если лишь на информационных стендах в отделении банка – так клиенты могут в банк и не заглянуть, если на сайте – тоже не все туда заходят. Остаётся один способ - по почте, но он для банков слишком накладен. В случае массовых нарушений банкиров могут обязать рассылать уведомления исключительно по почте.
- Мы не получали от ФАС подобного запроса, - рассказала главный юрисконсульт Приморского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк» Дарина ЗВИНЧУК. – Наиболее эффективные способы уведомления клиентов об изменении тарифов – Интернет-система «Банк-Клиент», а также письменные уведомления. Для иногородних клиентов наиболее действенный способ оповещения – через Интернет. Тем клиентам, которые появляются в операционном отделе банка, вручаются письменные уведомления, соответственно, затраты на оповещение самые минимальные. Мы информируем наших клиентов, как правило, этими способами и, кроме того, размещаем информацию на информационных стендах в отделениях банка. Банк информирует своих клиентов об изменениях в тарифах согласно действующему договору - за месяц до того, как они вступят в силу.
Между тем Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю выявило, что приморские банки не особо заботятся об информировании своих клиентов о правильных расценках. Они делают это лишь в рекламных целях.
- Определить, достоверна реклама или нет, очень сложно, - говорит руководитель приморского УФАС Владимир ТАЛАНЦЕВ. - Но когда гражданин пользуется рекламируемыми услугами на определённых условиях, которые на деле оказываются другими, он обращается к нам, и мы начинаем конкретную проверку.
Всего за прошлый год выявлено 103 факта нарушения рекламного законодательства. 21 - в отношении рекламы кредитных организаций, то есть каждое пятое нарушение – банковское.
- Мы рассматриваем очень много таких дел, когда кредитное учреждение предлагает ипотечный кредит, к примеру, под три процента годовых, - рассказывает Таланцев. - Само собой, это очень привлекательно. Но оказывается, что этот кредит – только для членов потребительского кооператива, стать членом которого можно, заплатив вступительный взнос около пяти тысяч рублей, паевой взнос в размере 50 процентов от стоимости жилья. Естественно, данная информация недостоверна. Бывало, когда банк заявлял об ипотечной ставке 11-12 процентов, но при этом надо было заплатить деньги за открытие и ведение счёта, застраховать вклад или имущество. В итоге реальная ставка получалась до 40 процентов.
Штрафы за такие нарушения не слишком большие. Поэтому бороться с проблемой можно только повышением собственной финансовой грамотности.
- Рекомендую читать всё, что подписываете, - говорит Владимир Таланцев. – Согласно закону о защите прав потребителей вам должна быть раскрыта полная информация об условиях предоставления кредита, ведения счёта. Требуйте, чтобы в договоре каждый пункт был набран одинаковым шрифтом. Если не нравятся условия договора – идите в другой банк, их сегодня очень много.
Автор: Отдел социально-экономических проблем «В»