В новый год - мышиной тропкой
Золотая Земляная Мышь – символ бесповоротно и окончательно вступившего в свои права года – открывает новый 12-летний цикл. За что же этот маленький серый зверёк получил честь возглавить восточный гороскоп? Какими умениями выделился? Разумеется, хитростью,
Золотая Земляная Мышь – символ бесповоротно и окончательно вступившего в свои права года – открывает новый 12-летний цикл. За что же этот маленький серый зверёк получил честь возглавить восточный гороскоп? Какими умениями выделился? Разумеется, хитростью, ловкостью ума. Вот, например, казахская сказка гласит: собрались корова, бык, овца, баран, верблюд, мышь, змея, барс, улитка, собака, кабан, курица и лошадь. Принялись спорить, кому должен принадлежать первый год в цикле. Спорили до хрипоты, только мышь помалкивала. А когда наступила ночь, она же и предложила: пусть тот, кто первым увидит восход солнца, и будет символом первого года. Звери согласились и стали смотреть на восток. Верблюд, как самый высокий, был уверен, что победа у него в кармане. И вдруг, когда он уже был готов закричать, что видит луч, вдруг откуда-то сверху завопила мышь: «Солнце, солнце!». Оказывается, она забралась на горб верблюда и сидела выше всех. Так мышь победила, а верблюд вообще остался без года.
Подобная сказка, между прочим, есть и у других народов. На Востоке говорят, что когда Будда решил сделать животных покровителями 12 лет, он объявил что-то вроде конкурса. В финале звери переплывали ручей. Мышь не стала лапки мочить, а тихонько устроилась на спине у буйвола – так и переплыла. Когда же до берега осталось немного, мышь спрыгнула на землю и быстрее прочих добралась до финиша…
Верхом на серенькойЛюди издревле к мышам и крысам относились неоднозначно. В древнем Египте мыши были олицетворением зла. В египетской «Книге мёртвых» есть богиня с мышиной головой - символ преисподней и смерти.
В Древней Индии мышь считалась ездовым животным бога мудрости Ганеши, изображаемого в виде человека с головой слона. А в городе Биканер есть храм, посвящённый мышам. Там живут сотни тысяч серых зверьков, которых каждое утро кормят монахи. Вот это, наверное, и есть мышиный рай!
В Греции Аполлон-Сминфей был не только покровителем мышей, но и спасителем от них. Первоначально его даже изображали в виде мыши, ведь Аполлон родился в подземном царстве. Интересно, что в древнегреческих драмах мыши - олицетворение чувственности и вожделения. Это послужило причиной того, что они изображались на монетах вместе с богиней любви Афродитой. А что, серая мягкая шкурка – чем не фетиш и помощник в эротических играх?
Древние славяне, наши предки, Млечный путь называли Мышиной тропкой и считали, что по нему души уходят в иной мир.
В христианской средневековой Европе мышь была символом зла. Считалось, что мыши состоят в тесной связи с ведьмами и колдунами.
Но нам, славянам, конечно, ближе другая мышка. Добрая, как в сказках… Ведь в мифах народов Европы мышь частенько выступала в роли посланницы богов. Причём с добрыми вестями.
Между кошкой и собакойСимвол будущего года – как раз из тех, о которых говорят: мал, да удал. Ещё бы! Такая маленькая – куда угодно проскользнёт! А уж сколько съесть может. Недаром есть поговорка: мышь в амбаре не заморить!
Не счесть сказок, легенд, преданий, в которых мышь – если не основное действующее лицо, то активный помощник героя. Не будем далеко ходить, вспомним сказку про репку. Или про Курочку Рябу. Во многих волшебных сказках мышка помогает герою в избушке Бабы Яги или Морозко – дает ценные советы.
Интересно, что в русских сказках мыши крайне редко выступают в роли отрицательных героев. Но уж если случается, то на мелочи они не размениваются! Согласно сказке именно мыши стали причиной вечного раздора кошек и собак. Человек написал грамоту, в которой назначал собак своими помощниками и охранниками. Кошки, такой грамоты не имеющие, стали завидовать. Из зависти грамоту украли и спрятали в кладовой, где, разумеется, водились мыши. Которые сей ценный документ и слопали. Тоже из вредности. Когда собаки выяснили, кто стащил грамоту, кошки и рады были бы её вернуть – но… Собаки в версию «мыши сожрали» не поверили, и с тех пор терпеть не могут кошек. А кошки – мышей…
В литературе грызунов вообще видимо-невидимо. И уж тут они, как правило, персонажи отрицательные – наверное, у литераторов поголовно была мурофобия (боязнь мышей). У Ганса Христиана Андерсена в сказке про стойкого оловянного солдатика крыса брала плату за проезд под городским мостом. Интересно, не серого ли цвета мундиры у современных таможенников?
А вспомните хотя бы Мышиного короля из сказки Гофмана. Того самого короля, который был описан как весьма неприятное животное о семи головах… Или спутницу старухи Шапокляк – крысу Лариску. Или крысу Шушеру, которая едва не поточила зубки о бедного Буратино…
Во времена декаданса, в стихах Максимилиана Волошина и Алексея Введенского мышь была символом ускользающего времени, мгновения, которое есть – и сразу нет…
Не прошли мимо серых грызунов и современные фантасты. Сэр Макс, герой «Хроник Ехо» Макса Фрая, победил могущественного Дорота-повелителя манухов. Обычную мышь, наделённую сверхспособностями. Когда-то предки Дорота повелевали целым большим народом, и люди приносили им жертвы…
Гарри Гаррисон - автор классической боевой фантастики недаром назвал своего героя Джеймса Боливара ДиГриза Стальной Крысой. Как известно, этот грызун отличается огромной живучестью и способен лакомиться чем угодно – от хлебных крошек до виниловых пластинок. И ума им не занимать… Мыши вообще – большие философы, не зря про них столько притчей придумано. Вот например…
Собрались мыши на собрание: совсем кот жизни не даёт, стоит только выйти из норки, он тут как тут. И подкрадывается, гад, совсем неслышно. Что делать? Судили-рядили, думали-гадали, переругались вконец. Наконец встал старый мыш и сказал: надо коту на шею привесить колокольчик. Так мы сразу будем знать, что он приближается.
Все мыши обрадовались, ура кричат, соглашаются. На том и порешили: повесить колокольчик. Все единодушно - за.
Собрание расходится, только мышонок маленький бегает, всех за штаны дергает и спрашивает: «А кто, кто этот колокольчик повесит-то?». «А вот это, - отвечают ему, - уже детали».
Памятник серохвостойВ реальной жизни, не в сказочной, мыши тоже весьма прославлены. Например, на верхней Волге есть городок Мышкин. Где ж ещё быть музею мыши, если не здесь? И что вы думаете? Энтузиасты собрались и организовали такой музей в Мышкине. Уже 17 лет сюда привозят, присылают, дарят самых разных мышей, крысок, пишут про них стихи и сказки. Письма в Мышкин идут потоком, причём не только из России. За первое полугодие существования 15000 писем – от Калиниграда до Камчатки и от Англии до Японии! Между прочим, музей благословил сам академик Дмитрий Лихачёв, нескольких мышей ему подарил Булат Окуджава. Есть о нём запись и в книге «Диво» - русском варианте знаменитого «Гиннесса».
Для музея создают эксклюзивные экземпляры: например, ростовские финифтяники исполнили великолепную красавицу мышку на финифти, а московские художники удивили мир матрёшкой на мышиные темы.
Есть в мире и памятники мышам. Причём первый памятник хотели поставить у нас, в России… Вот что писала пресса в 2005 году: «В Новосибирске сделали памятник мыши. Скульптор - А. Грегорян поместил мышь на ладонь человека. Бронзовый памятник высотой в два метра установят возле медицинской академии после согласования с властями. Вуз, который заказал этот монумент, хотел бы отдать дань памяти всем лабораторным мышам, которые гибнут во имя науки». Но что-то не заладилось, и мышкам, на которых ставятся бесчисленные опыты, воздвигли памятник наши соседи из Поднебесной.
Сначала в университете Вухан, а потом - на территории китайской академии медицинских наук. Это памятник лабораторным животным - мышам, морским свинкам, кроликам и обезьянам, которые погибли во время научных экспериментов по созданию вакцины против SARS.
А уж сколько мышей и милых крысок продается в зоомагазинах Владивостока! Не бойтесь! Загляните и купите себе подарок. Погладьте серую или белую шкурку, и пусть будет благосклонен к вам талисман-2008!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ