Откровению нет цены

Это событие надолго запомнится работникам музея имени Арсеньева. Отныне в его фондах будет храниться книга, для которой эпитеты «уникальная» и «бесценная» - самые слабые. Дмитрий Денисов, житель Владивостока, передал в дар Приморскому государственному му

8 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2287 от 8 февр. 2008
e992cdc420f6bf6c6c281b0beeb53b05.jpg


Это событие надолго запомнится работникам музея имени Арсеньева. Отныне в его фондах будет храниться книга, для которой эпитеты «уникальная» и «бесценная» - самые слабые.

Дмитрий Денисов, житель Владивостока, передал в дар Приморскому государственному музею им. В. К. Арсеньева лицевой «Апокалипсис» Иоанна Богослова (список конца XVII – начала XVIII веков). Эта книга хранилась в его семье на протяжении шести поколений, передавалась как великая святыня.

- «Апокалипсис» - одна из книг Нового Завета, - рассказывает заведующая реставрационной мастерской музея Вера Кобко. - Она была написана любимым учеником Иисуса апостолом Иоанном Богословом в 96 году. В это время Иоанн был заточён императором Домицианом на острове Патмос. Здесь апостолу было откровение (в буквальном переводе с греческого «апокалипсис» - «откровение») о судьбах мира и предсказание будущего конца света, мировой истории. В книге Иоанн поведал миру то, что было тайной, известной только Творцу.

К «Апокалипсису» и политики, и историки, и разного рода предсказатели, и даже религиозные деятели обращаются в самые сложные периоды истории. Достаточно вспомнить, как часто цитировали отрывки из книги в нашем веке: от начала Великой Отечественной до трагедии в Чернобыле («Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». «Откровение», глава 8) и событий 11 сентября.

- Особым образом, - продолжает Вера Васильевна, - «Апокалипсис» связан со старообрядчеством. Общехристианское учение о конечных судьбах мира и человека, втором пришествии Христа получило дальнейшее развитие именно в старообрядческой среде. «Апокалипсис» стал едва ли не главной книгой староверов. Конец мира неизбежен, но время его конца знать человеку не дано, считают они. Старообрядцы стали первыми, кто смог соотнести туманные предсказания текстов с реальной действительностью. По текстам книги они могли судить и оценивать события отечественной истории, личности правителей. Поэтому эта книга была всегда в центре интересов общины и обязательно присутствовала в книжных собраниях.

- Вера Васильевна, чем уникален дар Дмитрия Денисова?


- Во-первых, тем, что этот список «Апокалипсиса» был создан на рубеже XVII-XVIII веков. Именно в это время происходило идеологическое становление старообрядчества, размежевание его на два главных направления – поповщину и беспоповщину.

Во-вторых, в этом списке уникальные иллюстрации. «Апокалипсис» иллюстрировали не раз, и уже сложились традиции, причём для Западной и Восточной Европы - разные. Нам предстоит выяснить, в традициях какой части России выполнены иллюстрации к книге, подаренной музею.

Книги как люди, у каждой своя судьба, своя история. Бывает так, что книга, только появившись на свет, связывает свою жизнь с жизнью какой-то семьи, и с тех пор судьбы их становятся нераздельны. «Апокалипсис» Иоанна Богослова, подаренный музею, был тесно связан с шестью поколениями старообрядческой семьи Денисовых.

- Началась эта история, - говорит Вера Кобко, - вероятно, во времена крестьянской войны под предводительством Кондратия Булавина. В 1708 году после гибели самого атамана его верный соратник-атаман Есауловского городка Игнатий Некрасов увёл несколько тысяч казаков с семьями на Кубань, бывшую в то время в турецком владении. Позже им пришлось переселяться ещё не раз - в Добруджу (Румыния), Грецию, Турцию. В начале XX века некоторые семьи некрасовцев стали возвращаться в Россию.

По семейным легендам, род Денисовых ведётся из Румынии (в Добруджу казаки-старообрядцы пришли в середине XVIII века). Перед Первой мировой войной Денисовы приехали в Приморье.


Семён Денисов, старейшина рода Денисовых, с которым мы познакомились в 1986 году, в Чугуевском районе Приморья был личностью очень известной. В 30-е годы он возглавлял единственный в округе старообрядческий колхоз «Власть Советов». Сокращённое название колхоза –«КВС». Сами же для себя староверы расшифровывали его как «Колхоз всех староверов». О жизни в Румынии Денисовы помнили мало. Единственное, что рассказала Клавдия Семёновна, дочь Семёна Яковлевича, так это то, что уже на Дальнем Востоке Денисовых почему-то называли «гончарскими». Помог в этом разобраться наш коллега из Румынии профессор Иван Евсеев. По его мнению, семья Денисовых жила какое-то время в селе Гончарка, которая находится в Северной Добрудже у подножия очень старых гор Мэчина. В начале XIX века здешних казаков-старообрядцев здорово потеснили запорожские казаки. Перед Первой мировой войной Денисовы переселились в Приморскую область вместе с группой старообрядцев-некрасовцев из Румынии и расселились компактно на севере Приморской области. «Апокалипсис» всегда хранился в семье Денисовых. После смерти книга переходила к наследнику. Таким образом она и попала к Дмитрию Ивановичу.

- Скажите, Вера Васильевна, какова будет судьба книги в музее? Увидят ли её приморцы в экспозиции?

- Археографы продолжают спорить по поводу концепции собирания книжных коллекций в государственных хранилищах. Чтобы сохранить книжные национальные сокровища, нужно изъять их из среды бытования или оставить? Единого ответа на вопрос нет. Конечно, во времена воинствующего атеизма иногда единственной возможностью сохранить уникальную книгу было изъять её в музей или архив. После 1986 года музей имени Арсеньева приступил к изучению истории старообрядчества Приморья. К этому моменту ситуация, безусловно, изменилась. Старообрядцам уже можно было иметь, читать богослужебные книги. Только вот другая беда: книг почти не осталось даже для того, чтобы совершать обычный круг богослужения. Зная об этом, мы принципиально решили не собирать рукописную или старопечатную книгу в общинах. Всё, что появилось в фондах музея, было подарено. Став обладателем редкой книги, Дмитрий Иванович правильно оценил свою ответственность за судьбу этой культурной реликвии: книга может пропасть, погибнуть от болезней, её могут украсть и переправить за пределы России.

С сегодняшнего дня судьба уникальной книги будет связана с музеем. Думаю, что со временем мы выставим её для публики.

Заметим, за этот экземпляр «Апокалипсиса» музеи Новосибирска и Иркутска предлагали Денисову немалые деньги. Но выходец из благочинной и соблюдающей старинные традиции семьи решил, что если уж долгие странствия по миру привели книгу в Приморье, то здесь ей и храниться. Так тому и быть.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ