Если пламенный мотор даёт сбой
Поэты давно нам внушили, что сердце не камень, а пламенный мотор. Правда, оно, как и весь человеческий организм, создано таким хрупким, что беречь его необходимо. Мы же в силу то ли своей беспечности, то ли тяжёлой жизни частенько пренебрегаем советами вр
Поэты давно нам внушили, что сердце не камень, а пламенный мотор. Правда, оно, как и весь человеческий организм, создано таким хрупким, что беречь его необходимо. Мы же в силу то ли своей беспечности, то ли тяжёлой жизни частенько пренебрегаем советами врачей. Как результат – сердечно-сосудистая патология может не просто на больничный отправить, но даже на операционный стол.
К счастью, в последнее время высокотехнологичную медицинскую помощь можно получить, не отправляясь в дальнюю дорогу, а буквально у порога дома – в краевой клинической больнице № 1.
Запчасть взяли в собственном организмеСначала возникла боль – в груди что-то жгло, мешало дышать. «Ничего удивительного, - подумал Анатолий Шнырёв, - такие трагедии бесследно не проходят…». Весной 1997-го его жена погибла в автокатастрофе. Он же, 60-летний, продолжал трудиться на ставшем уже родным Дальзаводе, всё больше и больше нагружал себя работой, пытался заглушить тоску. Но сердце и в самом деле не камень – осенью настиг первый приступ стенокардии, а в следующем году уже мелкоочаговый инфаркт.
Тогда в больнице строителей Анатолий Доментьевич вспомнил, как посмеивалась раньше жена-медик: «Непристойно часто ты на операционный стол лазишь – то аппендицит, то грыжа, то мениск…». Сам он, правда, считал себя вполне здоровым человеком, все эти операции – пустяки. Инфаркт – это уже серьёзнее. Тем не менее после реабилитации в санатории почувствовал себя в норме и вышел на работу. Но и месяца не прошло – вновь стационар. Тогда и решил – пора самому себя «восстанавливать».
Интересно, что многие наши земляки лучшим лекарством считают дачу. С одной стороны, физическая нагрузка на свежем воздухе полезна, с другой – соизмерять её необходимо со своими возможностями. Несколько лет Анатолий Шнырёв и впрямь продержался, стал постепенно наращивать нагрузки. Даже вновь женился – на своей старой знакомой, тоже вдове.
Потом опять навалилась боль. Дачные соседи давно уже спали, рядом не было никого. Но палочка-выручалочка современности – мобильный телефон оказался под рукой. Примчавшиеся ночью в Кипарисово дочь и зять отвезли уже далеко не молодого человека в стационар. Анатолий Доментьевич хорошо помнит, что второй инфаркт догнал его 15 июля прошлого года.
Долго ли коротко, но пришёл он на очередную консультацию в краевую больницу. Тогда как раз были получены квоты на высокотехнологичную помощь. Когда ему предложили сделать аортокоронарное шунтирование (АКШ), отказываться не стал – очень уж хотелось еще нормально пожить. Операцию сделали 3 октября 2007-го.
Опять была боль, только уже после операции. Первые попытки встать, когда нельзя опираться на руки, первые дни в корсете. Превозмогая боль, он понимал, что самое тяжёлое уже позади, что профессионалы сделали всё необходимое, что теперь начинается новый этап в жизни.
~~Справка «В»
АКШ – операция, в результате которой восстанавливается кровоток сердца ниже места сужения сосуда, вокруг него создают другой путь для кровотока к той части сердца, которая не снабжалась кровью. Разрез, обеспечивающий доступ к сердцу, выполняется посередине грудной клетки. Второй разрез или разрезы обычно делают на ногах, откуда хирурги берут отрезок вены, который используют для шунтирования.~~
Анатолий Доментьевич уже много ходит пешком, начинает преодолевать крутые подъёмы. Да, осталась ещё слабость, необходимо точно следовать медицинским советам, но потихоньку уже можно заниматься любимым делом – моделированием. Неистребимо желание сделать новый парусник. И на дачу этим летом он обязательно поедет, жизнь-то продолжается.
Он старается забыть о своей болезни, радуется каждому дню. Но при этом убеждён, что никогда не забудет Дмитрия Борисовича Андреева, который делал ему операцию, всех врачей и медсестёр, выхаживавших его. А ещё он говорит, что не нужно бояться хирургического вмешательства даже в 70 лет, надо бороться за свою жизнь. К тому же запчасть в собственном организме находится.
Если бы не квоты, которые теперь выделяются краевой больнице, Анатолий Доментьевич никогда бы не смог оплатить такую операцию, ведь стоит она больше ста тысяч рублей.
Модно быть здоровымВ нашей стране от сердечно-сосудистых заболеваний ежегодно умирает больше миллиона человек. Эта цифра намного больше, чем в странах Западной Европы и Америки, где в последние годы наблюдается тенденция к снижению смертности. У них это происходит за счёт формирования у народа мотивации к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье. На Западе быть здоровым модно, престижно, а курить, толстеть и болеть – дурной тон.
В нашей стране почему-то пренебрежительное отношение к своему здоровью кое-кто ставит себе в заслугу – мол, плевать мне на все предостережения врачей. Именно поэтому на высокое артериальное давление люди порой машут рукой, а то и не знают его цифры. Однако чем выше артериальное давление, тем короче может оказаться жизнь. Эти люди имеют повышенный риск инсульта и инфаркта. Поэтому следует помнить, что в развитии гипертонической болезни большую роль играют следующие факторы: недостаточная физическая активность; избыточная масса тела; большое содержание соли в питании; потребление большого количества алкоголя; недостаточное потребление фруктов и овощей, а также наследственность. Всё это, в свою очередь, может привести к ишемической болезни сердца, лечение которой нередко требует хирургического вмешательства.
Выручают квоты
- В Приморье, несмотря на то что у нас давно существует система наблюдения и выявления больных с сердечно-сосудистой патологией, отделение нарушений ритма было открыто лишь в 1996 году, а кардиохирургическую помощь мы стали оказывать с 2002-го, - рассказывает Елена Хлудеева. – В том году наши врачи вместе с американскими коллегами прооперировали около 20 больных, а уже с 2004-го на нашей базе проводилось до 50 операций в год, теперь ещё больше, ведь с прошлого года наша больница стала получать квоты на бесплатное оказание такой помощи.
- Их много?
- Судите сами: из 108 операций по поводу аортокоронарного шунтирования в 2007 году 50 были сделаны бесплатно. Кроме того, мы получили 67 квот на выполнение ангиопластики.
- Что это такое?
- При этой процедуре (не операции) для раскрытия суженного кровеносного сосуда используется специальный баллонный катетер. Баллон раздувается в области сужения и, вдавливая бляшку в стенку сосуда, открывает просвет коронарной артерии. Это снижает риск возникновения инфаркта миокарда. Такую помощь получили еще 20 человек по программе реабилитации инвалидов. Таким образом, бесплатно в прошлом году мы смогли помочь примерно 140 жителям Приморья, которые или уже перенесли инфаркт, или находились под его угрозой.
- Сейчас о высокотехнологичных методах лечения разговоров много, но, может быть, в мире это уже вчерашний день?
- Сама операция коронарного шунтирования, к примеру, достаточно «молодая» - впервые сделана 30 лет назад. Другое дело, что за рубежом она теперь входит в число обычных, имеющих совсем незначительный процент осложнений. У нас же подобные операции начали делать с 90-х годов, так как они чрезвычайно затратны – работать без определённого оборудования невозможно. Вообще кардиохирургия – очень дорогая отрасль. Поэтому мы так радуемся квотам. Большинство больных не могут оплатить такую операцию самостоятельно.
- Нужны еще и грамотные специалисты…
- Наши специалисты – ученики школы Бакулева. Именем этого учёного назван центральный институт в Москве, кардиохирургические центры есть в Томске и Новосибирске. На первый взгляд, может показаться, что два кардиохирурга и два кардиолога – это мало, на самом деле у нас солидный коллектив. Это и реаниматологи, и большой штат медсестёр, наших ближайших помощников, без которых поставить больных на ноги невозможно.
Все больные после хирургического лечения наблюдаются в кабинете диспансеризации в краевом кардиологическом центре, где всегда помогут ценным советом и окажут необходимую помощь. Но каждый пациент должен помнить – если после операции он не перестанет курить, не будет контролировать артериальное давление, уровень сахара крови и холестерина, эффект после хирургического вмешательства будет недолгим.
И всё же хочется, чтобы как можно меньше людей попадали к хирургам. Нужно заботиться о своём здоровье, своевременно обращаться к кардиологу, чтобы потом не пришлось прибегать к столь дорогостоящему лечению. Но если уж такое произошло, теперь, к счастью, высокотехнологичные кардиологические операции делаются в краевой больнице. И квоты на них выделяются. Медицина – всего лишь часть общества. Произошли положительные изменения в обществе – появилась возможность оказывать такую помощь на местах.
Автор: Галина Кушнарева Михайловна