А была ли «заморозка»?
Напомним, первый раз цены условились не поднимать 15 октября, в канун выборов в Государственную думу. И тогда главный финансист страны, первый вице-премьер России Алексей Кудрин не одобрил эту меру, сказав, что «бороться таким образом с ценами нельзя», вп
Напомним, первый раз цены условились не поднимать 15 октября, в канун выборов в Государственную думу. И тогда главный финансист страны, первый вице-премьер России Алексей Кудрин не одобрил эту меру, сказав, что «бороться таким образом с ценами нельзя», впрочем, заметив, что «замораживание цен было добровольным действием предпринимательства в ответ на просьбу российских властей: и те, и другие понимали важность предвыборного времени». Важность предвыборного времени сейчас куда острее, поэтому продление соглашения прогнозировали многие эксперты. Заметим, больше политические, нежели экономические.
Соглашения на высшем уровне соглашениями, а что получилось в реальности, мы увидели на рынках и в магазинах. И не где-то там в Московской области, а здесь, за 9 тысяч километров от неё. Начнём с того, что из подписавших соглашение производителей на территории края трудится только один – ОАО «Вимм-Билль-Данн» (из розничных сетей вообще никто не представлен), владеющее Владивостокским молочным комбинатом. Компания зафиксировала по состоянию на 15 октября цены на сметану «Домик в деревне» 20-процентной жирности, молоко «Весёлый молочник» жирностью 3,2 процента и однопроцентный кефир «Весёлый молочник». А что, скажите пожалуйста, помешает не какой-то конкретной, а компании вообще сократить производство нерентабельной продукции А и увеличить производство подобной продукции Б, не обременённой никакими соглашениями с государевыми структурами? Особенно если ассортимент позволяет. Сам бог велит поступить таким образом.
Далее. Тот же «Вимм-Билль-Данн» заявил, что мы, мол, зафиксировали цены отпускные, что дальше с ними сделает розница, мы не знаем и ответственности за это не несём. Ещё один фактор, не позволяющий проверить «заморозку» в реальности.
Ещё далее. Дважды представители ОАО «Владхлеб», занимающего значительную долю в сегменте производства хлебобулочных изделий в Приморском крае, отказывались давать комментарии «В» по поводу «заморозки» цен. И давали понять: где мы, а где Москва со своими соглашениями… А ценники в хлебных отделах магазинов показывали, что никто и не думал их замораживать.
Не собиралось замораживать цены на продукцию и ЗАО «Уссурийский масложиркомбинат «Приморская соя». «Мы не можем сдерживать цену на масло потому, что продавцы подняли закупочную цену сои», - сетовали на предприятии. Там ведь не сто наименований продукции, так просто пыль в глаза не пустишь.
В общем, по факту никакой «заморозки» цен и не было вовсе. И все в этом убедились на рынках и в магазинах. В течение ноября, декабря и января цены росли и росли. Автор этих строк, честно говоря, к рачительным хозяйкам не относится. Никогда не запоминаю цены на что-либо и не пойду на рынок в 15 минутах хода от дома, чтобы купить кефир на 3 рубля дешевле, чем в магазине возле дома. И то, что мой личный индикатор роста цен наконец-то сработал, говорит о многом. Сейчас с 300 рублями из магазина уйдёшь с полупустым пакетиком. Даже как-то противно и слышать про эти «заморозки» цен.
Вот и бензин подорожал в начале года. А уже, наверное, каждый знает, что топливо является затратной частью любого предприятия, которая закладывается в цену продукции. Да и без бензина мы всё равно стали выкладывать больше за мясо, молоко, яйца, овощи и фрукты по сравнению с осенью. Причём на некоторые товары цены взлетели вообще в два раза. Где-то в глубине своей памяти откопала ценник на огурцы по 60 рублей, «Зимние» яблоки по 45… Аж сердце защемило.
Давайте возьмём факты официальной статистики. К примеру, Росстат по Приморскому краю оценил рост цен в крае за первую половину января в 1,7 процента. Этот показатель, кстати, превысил прошлогодний. Минэкономразвития тут же скорректировал свой прогноз инфляции на 2008 год с 6-7 процентов до 8,5. И это в условиях замороженных цен. Право, странно.
Вообще цена – понятие всё-таки экономическое, а не политическое, поэтому ей нельзя сказать вот так запросто: стой, раз, два! И это очень даже понятно тем, кто все эти соглашения подписывает, люди всё-таки неглупые. И со стороны всё смотрится чинно и благородно: правительство озаботилось и приняло меры, благородные предприниматели «вошли в положение» и согласились с правительством (интересно, кстати, у них выбор-то был?), народ прослезился.
На самом же деле экономика – она сама по себе, она в политические игры не играет, если речь идёт о рынке. Так что очередные увещевания о «замораживании», к большому сожалению, явно оказались не столь эффективны, как декларировались.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна