Цены растут объективно

В Приморье не выявлено фактов монопольно высоких цен на продукты питания. Сговоров продавцов и поставщиков тоже не установлено. В этом заверил руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Владимир ТАЛАНЦЕВ. Он отметил, чт

29 янв. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2280 от 29 янв. 2008
c2d1f69136af294cc53c31ad5bd404ee.jpg

В Приморье не выявлено фактов монопольно высоких цен на продукты питания. Сговоров продавцов и поставщиков тоже не установлено. В этом заверил руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Владимир ТАЛАНЦЕВ. Он отметил, что стоимость продуктов, а также бензина и недвижимости будет расти и дальше.

Сговорились?

Проверки на предмет возможного сговора продавцов и поставщиков продуктов проводились по всей стране. В Приморском крае под пристальный взгляд специалистов УФАС попали «Михайловский бройлер», «Владхлеб», «Надеждинская птицефабрика», Уссурийский МЖК «Приморская соя». Тем временем в Новосибирской, Омской областях шла проверка мукомольных предприятий, поставляющих в Приморье муку. Нарушений антимонопольного законодательства установлено не было, поскольку высокая цена муки – следствие высоких цен на зерно. В общем, на рынках молочной продукции, масла растительного, куриного яйца, мяса курицы – нигде нарушений со стороны местных производителей и продавцов не выявлено.

Так что руководитель приморского УФАС лишний раз подчеркнул, что цены растут по объективным причинам. И собственно, их прошлогодняя заморозка, о которой было сказано немало, серьёзного влияния на рынок не оказала.

- По моему мнению, подобные соглашения - это не совсем правильный подход, - отметил Владимир Таланцев. - Правительству нельзя договариваться с участниками рынка о ведении дел на рынке. Ведь в условиях рыночной экономики никто не может работать себе в убыток. Производитель должен произвести товар, продавец должен его продать, получить доход и заплатить налоги…

Вот, например, рост цен на яйцо связан с ростом стоимости комбикормов. Плюс торговая надбавка, которая в России не регулируется и не контролируется, за исключением торговли медикаментами. И закон в данном случае не нарушается. Кстати, сейчас положение хозяйствующего субъекта, то есть торгового предприятия, признаётся доминирующим, если он занимает больше 35 процентов доли рынка. В проекте закона о торговой деятельности предлагается снизить этот порог до 15 или даже 10 процентов. Но пока с торговыми надбавками сделать ничего нельзя.

Два топливных оператора – не конкуренция

А вот с ценами на бензин всё намного сложнее. Они, как известно, существенно выросли с декабря прошлого года. Причём цены «Роснефти», имеющей собственные нефтяные месторождения, оказались выше, чем у «Альянса», вынужденного покупать и перерабатывать сырую нефть и, соответственно, несущего большие издержки. Экономических оправданий этому нет.

В Приморье работают два основных поставщика нефтепродуктов: «Альянс», реализующий продукцию через дочернее предприятие «Приморнефтепродукт», и «Роснефть» с филиалом «Востокнефтепродукт». Около двух десятков компаний покупают топливо у них либо везут напрямую из Сибири небольшими партиями. Однако политику определяют первые два.

Итак, в декабре литр 95-го бензина на заправках «Приморнефтепродукта» стоил 23 рубля 99 копеек. 13 января - уже 24 рубля 49 копеек. «Роснефть» подняла цены на 2 рубля, с 23 до 25 рублей. Один из сравнительно независимых операторов, «Альфа-максимум», поднял цены на 1 рубль 60 копеек.

- При этом сложилась тоже не очень экономически понятная ситуация, - рассуждает Таланцев. – В Хабаровске цены на бензин выше, чем в Приморье. Хотя тот же «Приморнефтепродукт» получает бензин с хабаровского нефтеперегонного завода, принадлежащего «Альянсу», и несёт транспортные расходы.

Ясно одно: дешевле бензин не станет. Ведь с 1 января на 14 процентов увеличились железнодорожные тарифы, более чем на 10 процентов - тарифы на электроэнергию. Прогнозируемая инфляция – тоже более 10 процентов. В таких условиях возможен обычный инфляционный рост цен или рост по другим обстоятельствам.

- Чтобы сдержать цены на нефтепродукты и на продукты питания, существует единственный экономический метод – развивать конкуренцию среди производителей на соответствующих рынках, - поделился Владимир Таланцев. – Два оператора на рынке нефтепродуктов – это не конкурентные отношения, было б их хотя бы пять… Конкурентные отношения - когда много самостоятельных, независимых поставщиков, продающих товар с наименьшей рентабельностью для себя. Конкуренция среди производителей продуктов питания может быть только тогда, когда мы будем развивать собственное производство. К сожалению, сейчас конкуренция развита в основном среди продавцов. Они продают товары одних и тех же производителей по разным ценам. А когда будет насыщение рынка, сдерживание цен станет возможным. Для этого необходима взвешенная государственная политика. На развитие производства вполне могут пойти средства стабфонда. Просто снизить цены в условиях инфляции не получится. Это экономический закон.

Другой вопрос, что стоимость нефти на внутреннем рынке не должна зависеть от мировых цен. По мнению Таланцева, необходимо ввести госрегулирование цен на сырую нефть и, соответственно, нефтепродукты. Страна продаёт нефть на мировом рынке, и вроде как действуют рыночные законы. Но государство не уделяет должного внимания защите потребителей внутреннего рынка от возможных негативных последствий за счёт роста цен. Ведь нефть и нефтебизнес дают колоссальные доходы в казну и другие фонды. Их часть могла бы быть использована в качестве компенсации разницы внешних и внутренних цен.

Автор: Сергей Абарок Александрович