Приморский автопром с японским акцентом
В Приморье начинается сборочное производство японских грузовиков известной марки «Hino» (завод в г. Хино принадлежит «Тойоте»). Такое право от японских партнёров получила компания из Владивостока Технохолдинг «Сумотори».
В Приморье начинается сборочное производство японских грузовиков известной марки «Hino» (завод в г. Хино принадлежит «Тойоте»). Такое право от японских партнёров получила компания из Владивостока Технохолдинг «Сумотори». Уже в апреле 2008 года со сборочных постов Техцентра компании в Артёме сойдут первые грузовики, созданные на шасси таких моделей, как «Hino Dutro» грузоподъёмностью 3,5 тонны и семитонник «Hino Ranger».
По условиям сотрудничества, в Приморье из Японии будут поставляться новые шасси грузовых автомобилей, причём собранные с учетом российских условий – леворульные, с усиленной подвеской и усовершенствованной топливной системой, позволяющей заводить двигатель в сильные морозы. На сборочных постах Техцентра «Sumotori» будет производиться доукомплектация – установка бортов, промтоварных и рефрижераторных фургонов, кранов, а в перспективе – бетононасосов, автовышек и другого специального оборудования, причем как японского, так и корейского или, скажем, российского производства – в зависимости от потребностей заказчика и его ценовых ожиданий. Однако основа грузовика – шасси и главные агрегаты грузовика пока остаются «чистокровными японцами». Но из цехов Техцентра выйдет грузовик уже с российской маркировкой, правда, с явно японским акцентом, - «Sumotori».
Начальная производительность – свыше десяти грузовиков в неделю. Уже к концу года компания планирует дополнительно производить поставку из Японии большегрузных автомобилей – самосвалов, миксеров, тягачей, таким образом к 2009 - представить практически всю линейку грузовых автомобилей «Hino».
Начало сборочного производства на базе Технохолдинга «Sumotori» - не случайный шаг: компания уже без малого десять лет представляет на российском рынке широкий спектр строительной и специальной техники как японских, так и южнокорейских производителей: краны, экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, бетононасосы, портовую спецтехнику и многое другое. Начинался бизнес традиционно для Приморья - с перегона японских грузовиков, в основном подержанных. Затем компания стала официальным дистрибьютором авторитетных международных торговых марок ТСМ, New Holland Kobelco, Everdigm, Dongyang и других. Спектр услуг расширялся: поставки запчастей, обслуживание техники. В 2006 году в Артёме открылся Техцентр – крупнейшее сервисное предприятие на Дальнем Востоке. Наконец дозрела и идея сборочного производства.
При поддержке менеджмента «Hino-Motors» в Техцентре Артёма создаются сборочные посты, проходит обучение персонал – от управленцев и инженеров до рабочих. Расчётная численность штата Техцентра «Sumotori» - с учётом сборочного производства и сервисного обслуживания - составит 400 человек. «Перед стартом производства мы особенно тщательно изучали мнение о технике тех клиентов, которые уже пользуются ею, - рассказывает Виталий ВЕРКЕЕНКО, генеральный директор Технохолдинга «Sumotori». - Именно операторы и водители, отмечая исключительную надёжность машин, попросили учесть качество российских дорог и зимние морозы. Кроме того, при создании производства учитывалось новое российское законодательство: поставляемые шасси и грузовики соответствуют экологическому стандарту «Евро-3».
По оценкам специалистов компании, цена уже почти «наших» грузовиков будет сопоставима с ценой бэушных японских 2003-2004 года выпуска. Качество тоже обещают достойное. Ожидается, что рынком сбыта станет весь Дальний Восток и сибирский регион, а может, и дальше, во всяком случае, японские «автотруженики стройки» вполне конкурентоспособны с европейскими аналогами. Кстати, японцы и сами рады зайти со своей техникой на бескрайний российский рынок.
И ещё один скорее социальный проект «Sumotori» - весной 2008-го открывается учебный центр по подготовке операторов строительной техники.
~~«Конкретные предложения» и благие намерения
Прецедент, создаваемый компанией «Сумотори», тем более примечателен, что о планах открыть на Дальнем Востоке автомобильное производство высокие чиновники говорят уже несколько лет. Однако дальше слов дело пока так и не шло.
Так, один из идеологов повышения таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок Илья Клебанов ещё в 2003 году, будучи министром промышленности, науки и технологий, объявил о том, что «прорабатываются вопросы» размещения в Приморье сборочного производства автомобилей южнокорейских брендов. В том же году представители китайской провинции Хэйлунцзян предложили посетившей её приморской делегации во главе с губернатором Сергеем Дарькиным и первым вице-губернатором Игорем Ивановым «разместить на территории Приморского края завод по производству автомобилей и автобусов». В конце того же года во время командировки официальной российской делегации в Японию (её возглавлял тогдашний премьер Михаил Касьянов, а среди членов делегации наличествовал и Сергей Дарькин) были «высказаны конкретные предложения по строительству на Дальнем Востоке завода по производству японских автомобилей».
Подобные инициативы высказывались и обсуждались и далее. К примеру, в 2005 году представители индийской компании Tata Motors Limited в ходе визита в Приморский край предложили организовать производство своих автомобилей в Приморье – например, в промышленно развитом Арсеньеве. А уже в 2007 году пресс-служба администрации Партизанского городского округа сообщила, что между городскими властями и Пекинской торговой палатой Чжецзянских предприятий подписаны три соглашения о намерениях, одно из которых декларирует планы китайцев создать в Партизанске «предприятие по сборке легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов». 1 февраля 2007 года лучший друг автомобилистов - президент Владимир Путин на своей пресс-конференции в Кремле заявил: «Практически все мировые производители приходят на российскую территорию… Я рассчитываю очень, что то же самое произойдёт и в Дальневосточном регионе». И наконец, совсем недавняя и почти анекдотичная новость: минувшей осенью между администрацией Амурской области и «АвтоВАЗом» было подписано соглашение о сборке «Лад» в Приамурье. Правда, это сообщение вызвало на «праворульном» Дальнем Востоке в основном лишь скептические улыбки.
Очевидно, что Дальний Восток – далеко не самый удобный регион с точки зрения размещения автомобильного производства. Это связано и с невысокой покупательной способностью населения, и с отдалённостью от традиционных «автопромовских» регионов, и, самое главное, с незначительным количеством самого российского населения в ДВФО, из-за чего здесь нельзя рассчитывать на обширный рынок сбыта. До сих пор «дальневосточным автопромом» можно было назвать, и то с натяжкой, разве что практику оформления «конструкторов» - чем не отвёрточное производство, пусть и организованное с целью снижения затрат на таможенное оформление?
Вместе с тем, как видим, сегодня приморский бизнес всё же находит выгодные ниши и от импорта постепенно переходит к производству. Хотя целый ряд упомянутых выше деклараций и планов так и остались благими намерениями. ~~
Автор: Василий Авченко Олегович