Спустить деньги
Российское коммунальное хозяйство, много десятилетий сидевшее на голодном пайке, наконец-то может вздохнуть спокойно: деньги будут. В Фонде содействия реформированию ЖКХ уже есть более 250 миллиардов рублей. Без дотаций проблему, разумеется, не решить: од
Российское коммунальное хозяйство, много десятилетий сидевшее на голодном пайке, наконец-то может вздохнуть спокойно: деньги будут.
В Фонде содействия реформированию ЖКХ уже есть более 250 миллиардов рублей. Без дотаций проблему, разумеется, не решить: одно лишь ветхое жильё по всей России превышает по площади 100 миллионов квадратных метров. Но вот будет ли от этих денег толк, если система управления ЖКХ по-прежнему монополизирована и непрозрачна, - большой вопрос. Независимые эксперты утверждают: в нынешнем виде наша коммуналка проглотит и не такие суммы без видимого результата, поскольку чиновникам не нужна эффективная реформа. Она им невыгодна.
Вечно текущий кран, неработающий лифт и обваливающаяся штукатурка - всё это, надеются власти, начнёт уходить в прошлое, как только жильцы многоквартирных домов станут принимать участие в их управлении. Можно вообще всё делать самим, а можно нанять управляющую компанию, которая и доведёт дело до ума. Но реальная жизнь, как всегда, сложнее даже самого сложного проекта. По данным руководителя столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Артура КЕСКИНОВА, в Москве насчитывается около 40 тысяч домов. 82 процента уже определились, кто будет «рулить» их коммуналкой.
Теперь самое интересное: подавляющее большинство доверили заботу о своих хозяйствах привычным ДЕЗам. Не потому, что они так милы москвичам, а потому, что сейчас в городе зарегистрировано лишь около 550 управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). На 40 тысяч - капля в море. Это означает, что москвичей сплошь и рядом по-прежнему будут обслуживать те же электрики и сантехники, которые чаще всего претендуют на дополнительное вознаграждение, а о нормах обязательных профилактических работ, возможно, даже и не подозревают. В их волшебное преображение почему-то не верится.
Конкурс призраковЧто ж, кого выбрали, того и получим. Мы по-прежнему ленивы и нелюбопытны.
- Органы местного самоуправления проводят конкурсы по выбору УК за собственников. А жильцы платят те суммы, которые написаны в квитанциях, даже не требуя объяснений, за какие услуги, - считает начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Владимир ЕФИМОВ. Однако, как утверждают специалисты, проблема не только в слабой информированности и лени людей. Недостаток и дороговизна УК - тоже не первопричина. Главное в том, что чиновники и ДЕЗы организуют абсолютно непрозрачные конкурсы, результат которых ясен заранее.
- Важно то, как акционируются ДЕЗы, необходимо, чтобы часть акций получили непосредственно собственники жилья, - уверен член комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Сергей МИТРОХИН. - Но я боюсь, что приватизация ведётся и будет вестись по-старому. Чиновники всё приватизируют под себя, реальных конкурсов нет. Это грозит тем, что монополизация отрасли будет ещё жёстче, ЖКХ будут контролировать либо переродившиеся в УК ДЕЗы, либо подконтрольные чиновникам компании. А их тотальный диктат приведёт к ещё более резкому росту тарифов. Ведь если начальника ДЕЗа ещё как-то можно было приструнить сверху, то с директором коммерческой компании это сделать сложнее. Прозрачность их деятельности будет ещё ниже.
«Пользуясь свободой, накручивают тарифы»Специалисты признают: реформа управления ЖКХ провалилась, и никакими деньгами ей сейчас не помочь.
- 80 процентов москвичей являются собственниками своего жилья, но они по-прежнему отчуждены от управления им, - считает президент Московской жилищной ассоциации Владимир КУЗНЕЦОВ. - Нет самого механизма участия представителей ТСЖ и ЖСК в работе госорганов по модернизации ЖКХ. То есть собственник не чувствует себя собственником. И по-другому быть не может, если жильцам не отдают в собственность землю, на которой стоит дом, и подсобные помещения в самом строении.
По мнению Сергея Митрохина, при сохраняющемся монополизме ДЕЗов улучшение качества услуг невозможно в принципе:
- Проблема отрасли в структурных изъянах. Монополизм ДЕЗов и связанных с ними чиновников приводит к постоянному повышению цены на услуги, а их качество нисколько не улучшается. У ДЕЗов есть полная свобода рук в бесконтрольном раскручивании тарифов. А когда есть монополия, тогда нет стимулов для повышения качества, всё равно люди вынуждены пользоваться тем, что есть. К тому же система ЖКХ абсолютно непрозрачна, в ней колоссальные непроизводственные затраты, механизм распределения средств неясен, государственные деньги уходят неизвестно куда.
Фонд протекающей крышиПо поводу перспектив Фонда содействия реформированию ЖКХ и собранных в нём денег мнения экспертов разделились. Владимир Ефимов, например, верит, что средства будут использованы эффективно. По его словам, в законе всё прописано достаточно чётко и прозрачно. А вот другие специалисты настроены не так оптимистично.
- Фонд - не панацея, - заявил замминистра регионального развития РФ Юрий ТЫРТЫШОВ. - Нужно готовить кадры для УК и для ТСЖ. Выстроить вертикаль жилищных инспекций, которые бы контролировали расходование средств на ремонт. Без этого никакие деньги не помогут.
Другой вопрос - о таких ли уж больших деньгах идёт речь.
- Всем средств фонда не хватит, особенно это касается малых и средних городов, - уверен эксперт Института экономики города Владилен ПРОКОФЬЕВ. - Непосредственно на капитальный ремонт государство выделяет 150 миллиардов рублей. Но, по нашим исследованиям, на это требуется не меньше 3 триллионов рублей. Нужны чёткие механизмы, которые позволили бы привлечь частные средства в капитальный ремонт жилья. И хотя это не всем нравится, но необходимо, чтобы собственники частично финансировали ремонт своих домов. Тогда они будут более внимательно следить за тем, чтобы их деньги использовались правильно и не разворовывались.
Ещё более пессимистично оценивает ситуацию Владимир Кузнецов.
- Наши ремонтные организации не в состоянии осуществить ремонт всего ветхого фонда, это нереально, - утверждает он. - Организовать эффективный ремонт могут только собственники жилья, но они, как я уже говорил, не чувствуют себя хозяевами дома. Однако главная проблема в другом. Сейчас не существует никаких страховых фондов, которые бы гарантировали людям новое жильё взамен аварийного. Жильцы должны будут за свой счёт строить себе новые дома, когда старые развалятся.
Автор: Андрей ДОЛГИХ