«Русский флаг не должен опускаться!..»

…Пять лет назад автор этих строк работал в хранилищах Питера над очерком о северных походах офицера-тихоокеанца Бориса Вилькицкого. Однажды в самый разгар «копания» в архивных документах нагрянули милые, приятные женщины. Так, мол, и так, мы - учителя сре

11 янв. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2271 от 11 янв. 2008
33b2fa8d75dea2d81d9f61dddbb89929.jpg

Намедни получаю пакет из Санкт-Петербурга, приглашают на научно-патриотическую конференцию «Великие географические открытия ХIХ-ХХ вв.».

…Пять лет назад автор этих строк работал в хранилищах Питера над очерком о северных походах офицера-тихоокеанца Бориса Вилькицкого (См. «Репрессированная экспедиция», «В», 3-4 сентября 2003 г. – Прим. ред.). Однажды в самый разгар «копания» в архивных документах нагрянули милые, приятные женщины. Так, мол, и так, мы - учителя средней школы, собираем материалы об адмирале Невельском, не подскажете, кто из дальневосточников может помочь?..

Естественно, подсказал, но… Как бы это поточнее выразиться, не очень поверил в затею. Слишком уж часто приходится наблюдать совсем другое – за быстрым увлечением модной ныне исторической темой следует, как правило, столь же внезапное охлаждение. На сей раз, к счастью, ошибся.

Мои нежданные визитёры оказались как раз теми людьми, для которых увлечение - не дань моде, а потребность души, верность, да простит читатель высокий штиль, памяти предков, тех, кто по камешку, по кирпичику строил наше не столь удачливое сегодня государство.

Пять лет назад учительница географии средней школы №43 Санкт-Петербурга Елена Назаренко с группой единомышленников решила создать историко-географический клуб. Инициативу поддержала директор школы Анжелика Мовсесян, впоследствии так же заинтересованно стала помогать сменившая её Людмила Расторгуева.

В совет клуба вошли энтузиасты – внучатая племянница Бориса Вилькицкого Ирина Тихомирова, принявшая деятельное участие в восстановлении его доброго имени, Ольга Петрова, внучка последнего досоветского морского министра России Ивана Григоровича, оказавшего решающее содействие в организации Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), Ирина Николаевна Евгенова, дочь штурмана Евгенова, того самого, что первым на рассвете 3 сентября 1913 года увидел с мостика корабля «Вайгач» очертания ранее неведомого архипелага, и другие столь же родовитые потомки.

За неполные пять лет сделано немало. Организована краеведческая экспедиция на родину адмирала Невельского – в посёлок Солигалич Костромской губернии, в дни 130-летия со дня смерти адмирала проведена историко-краеведческая конференция с привлечением учёных, представителей военно-морского флота.

Помимо этого увидела свет пролежавшая десятилетия в советское время под спудом документальная повесть о драматической судьбе штурмана Николая Евгенова…

Параллельно ведётся большая историко-патриотическая работа среди школьников. В своих рефератах и сочинениях ребята открывают для себя историю, коей до 1917 года вроде бы и не было у нас. Каким же потрясением для юных, к счастью, теперь уже бывших Иванов, не помнящих родства, стало открытие, что заклеймённый Марксом и Лениным царь Николай I, оказывается, был не только «угнетателем и душителем», а и патриотом своего Отечества: напутствовал офицера Невельского на восточные походы словами: «Помни, лейтенант, однажды поднятый русский флаг не должен опускаться!..»

Впрочем, инерция неприятия все ещё даёт себя знать. Для решения, казалось бы, очевидного и ясного как божий день вопроса об установке мемориальной доски на доме, в котором жил Геннадий Иванович Невельской, потребовались десятки, если не сказать сотни хождений по различным высоким кабинетам, множество различных бумаг…

Между тем, климат на официальных этажах начинает меняться. На днях Ирина Тихомирова не без гордости сообщила, что администрация Приморского района Северной столицы выступила с инициативой – ни много ни мало! – возведения памятника Борису Вилькицкому. Ранее, напомним, по инициативе соотечественников, прежде всего писателя-мариниста Николая Черкашина, был перенесён из Бельгии в Санкт-Петербург прах Бориса Андреевича.

Пишу эти строки и не могу не задаться вопросом: а как в нашем крае собираются отметить юбилейную дату - 95-летие великого, как бы сказал Стефан Цвейг, похода в бессмертие?

Ведь именно из Владивостока в июне 1913 года взяла старт экспедиция, прогремевшая на весь мир. И приоритет за Россией в прохождении Северного морского пути с востока на запад закрепила, и открыла в ходе ледового плавания новый архипелаг, позволивший в одночасье прирастить к России территорию, равную по площади Бельгии, Голландии и Дании, вместе взятым.

Но у нас почему-то упорно не замечается одно из величайших деяний, имеющее самое непосредственное отношение к Приморью. Ни слова о Вилькицком и его экспедиции в не так давно вышедшем энциклопедическом справочнике «Приморский край», в нашем городе нет даже памятного знака об этом событии… А вот в Северной столице эта в высшей степени благородная патриотическая работа не просто разворачивается, а приобретает достойный великого имени масштаб.

Интересно, заметят ли в Приморье инициативу петербуржцев?..

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ