Сто лет тому назад
В 1908 году произошло множество событий, серьёзно повлиявших на судьбы человечества. Именно тогда великий изобретатель Томас Эдисон произнёс фразу, которая может считаться лейтмотивом XX и начала XXI века: «Возможно абсолютно всё!».
В 1908 году произошло множество событий, серьёзно повлиявших на судьбы человечества. Именно тогда великий изобретатель Томас Эдисон произнёс фразу, которая может считаться лейтмотивом XX и начала XXI века: «Возможно абсолютно всё!».
Эра автомобиляВ 1908 году американский инженер Генри Форд начал производить прославленную модель автомобиля - Model T. Изобретение Форда (эту модель разработали его подчинённые, но Форд принял решение о начале производства) позволило сделать автомобиль основным видом транспорта.
Форд производил автомобили с 1896 года, однако именно Model T стала важнейшим нововведением в мировой автоиндустрии. Дело в том, что существовавшие до этого модели машин были исключительно дорогими «игрушками» для богатых. Model T создала новую моду: эта машина была не особенно комфортной, она не отличалась красотой, не была способна развить высокую скорость. На заводе её красили исключительно чёрной краской - самой дешёвой на тот момент. Не случайно это детище Форда ироничные современники сравнивали с уродливым катафалком. Однако Model T обладала теми качествами, которые стали нормами современного автомобилестроения - машина была надёжной, простой и экономичной.
Форд первым пришёл к выводу, что чем проще деталь машины, тем проще она в изготовлении и тем дешевле. Кроме того, с простыми деталями могут разобраться не только профессиональные механики, но и дилетанты (ремонт Model T можно было производить в домашних условиях, пользуясь обычными инструментами). В США Model T продавалась за $850 (за дополнительные $500 можно было добавить к базовой комплектации лобовое стекло и спидометр), в то время как большинство существовавших на тот момент моделей иных производителей стоили не менее $2 тыс.
Model T обладала рядом технических достоинств: у неё были наиболее совершенная на то время трансмиссия, большой клиренс (что позволяло передвигаться по плохим дорогам) и хорошие рессоры, делавшие езду более-менее комфортабельным занятием. Форд также оказался провидцем - он предположил, что встречный поток машин может оказаться для водителя опасным, и первым в мире разместил руль в левой части кабины, а не по центру. Model T могла работать и на бензине, и на спирте (эта опция ныне вновь входит в моду в связи с дороговизной бензина). Кроме того, Форд впервые применил сталь с примесью ванадия, что сделало машину более надёжной и долговечной.
Форд первым использовал сборочный конвейер (он не был изобретателем конвейерной сборки - первыми этот метод применили венецианцы еще в XII веке, подобным образом они оснащали свои галеры), что позволило ему нанимать на работу низкоквалифицированных рабочих, которым можно было платить меньше - это положительно отражалось на стоимости автомобиля. В 1913 году новый автомобиль сходил с конвейера Форда каждые три минуты - на сборку машины уходили рекордные 1 час 33 минуты времени.
В 1908 году Форд выпустил всего 309 подобных автомобилей. В 1913 году объём выпуска составил уже 189 тыс. - то есть компания Ford произвела почти половину всех автомобилей, выпущенных в США. В 1916 году Форд довёл объёмы выпуска до 600 тыс. машин, что позволило ещё больше снизить цену - до $260 (примерно $3,4 тыс. в нынешних ценах). Снижение цены инспирировало спрос (в 1914 году квалифицированный американский рабочий зарабатывал примерно $80 в месяц), на что Форд отвечал увеличением объёмов производства. Model T выпускалась Фордом до 1927 года - в общей сложности было выпущено более 15 млн. подобных машин. История показала, что это была, вероятно, самая удачная в коммерческом смысле модель автомобиля, несмотря на то, что многие современники Model T обладали намного лучшим дизайном и технической «начинкой». В 1919 году на долю Model T приходилось девять из десяти легковых машин, выпускавшихся в мире.
Стоит добавить, что за полгода до появления Model T стартовали первые трансконтинентальные автогонки: Нью-Йорк - Париж. Участники гонок - пять команд, в том числе национальные сборные США, Франции, Германии и Италии - должны были пересечь территорию США, добраться до Аляски, по льду Берингова пролива переехать в Сибирь, а потом по дорогам России и европейских государств закончить автопробег в Париже. Стоит заметить, что Берингов пролив машины не пересекали - они переехали во Владивосток на пароходе. Однако и без этого автогонка была выдающимся событием. Один пример: дорога из Нью-Йорка в Чикаго заняла у участников пробега две недели - обычный поезд преодолевал это расстояние за 18 часов. Гонка началась 12 февраля и успешно закончилась 30 июля. Это был первый и единственный автопробег такого рода в истории. Его выиграли американские гонщики, опередившие германскую команду, занявшую второе место, на 26 дней. До финиша добралась и французская сборная, но отставшая от германских конкурентов на две недели. Любопытно, что суперсовременная гоночная машина, на которой ехали победители - Thomas Flyer, - могла развивать максимальную скорость в 80 км/час и часть пути проехала по железнодорожным рельсам - из-за отсутствия дорог.
Изобретение Форда привело к тому, что кардинально изменился стиль жизни человеческой цивилизации. Нефть заменила уголь в качестве основного источника энергии. Человечество стало мобильным - путешествия, в том числе и на дальние расстояния, стали нормой. Автомобиль повлиял на принципы градостроительства - новые города нуждались в более широких улицах, парковках и гаражах. Войны стали «войнами моторов», а не «войнами людей».
Эра авиацииВ 1908 году авиация находилась на пике моды. Журналы и газеты того времени публиковали описания будущего: человечество должно было жить в гигантских небоскрёбах и передвигаться на воздушных такси. В любом случае именно в этом году стало окончательно ясно, что самолёт способен перевозить пассажиров, находиться в воздухе долгое время и преодолевать значительные расстояния. Поэтому 1908 год можно считать годом начала авиации.
В 1901 году американский изобретатель Орвилл Райт совершил первый управляемый полёт на летательном аппарате тяжелее воздуха. Историческое событие состоялось неподалеку от городка Китти Хок в штате Северная Каролина. Самолёт Wright Flyer (его изобрели и собрали два брата - Орвилл и Вилбур) пролетел 36,5 метра и продержался в воздухе 12 секунд. Немедленно после этого были проведены ещё три полёта, один из них продолжался почти минуту. В 1908 году Уилбур Райт, выступая в аэроклубе Франции, заявил: «В 1901 году я сказал своему брату Орвиллу, что человек не сможет летать как минимум еще 50 лет. С тех пор я не доверяю себе и избегаю делать предсказания».
В 1908 году произошло не менее знаковое событие - житель города Дайтона (США) Чарльз Фарнес стал первым в мире авиационным пассажиром. Уилбур Райт прокатил друга на своём самолёте: полёт продолжался 29 секунд, Фарнес преодолел дистанцию в 600 метров. Примерно в это же время первого европейского пассажира - Леона Делагранжа - прокатил на своем самолёте великий французский авиатор и изобретатель Анри Фарман. Оба полёта состоялись независимо друг от друга. В том же году лейтенант армии США Томас Селфридж стал первым пассажиром, погибшим в авиакатастрофе. Самолёт, который пилотировал Орвилл Райт, потерпел крушение (пассажир погиб, сам Райт получил тяжёлые травмы), а француженка Тереза Пелтье стала первой авиапассажиркой - её взял на борт самолёта французский лётчик Леон Делагранж (тот самый, который был пассажиром у Анри Фармана).
Тогда битва за воздух велась в основном между американскими и французскими авиаторами. Участники этой гонки внимательно следили за достижениями своих коллег-конкурентов. Так, к примеру, Леон Делагранж наблюдал за тем, как Уилбур Райт совершил рекордный по продолжительности полёт (16 минут) на самолёте собственного производства. Через несколько недель Делагранж побил рекорд Райта, продержавшись в воздухе 31 минуту. Ещё через месяц Райт вновь стал рекордсменом, пробыв в воздухе 57 минут 31 секунду. 31 декабря 1908 года Уилбур Райт совершил невозможное: он первым в истории перелетел пролив Ла-Манш, проведя в воздухе 2 часа 20 минут.
В результате авиаперелёты, в том числе и трансконтинентальные, стали нормой жизни. Авиация стала перевозить на дальние расстояния не только людей, но и почту, различные грузы и пр., благодаря чему изменились системы коммуникации и связи, индустрия торговли и пр. Войны стали вестись не только на земле и море, но и в воздухе. Показательно, что именно в 1908 году генерал Фердинанд Фош, профессор Высшей военной школы Франции, заявил: «Аэропланы - это интересные игрушки, однако не имеющие военного значения». В 1921 году была издана культовая книга «Господство в воздухе», в которой была впервые изложена целостная теория воздушных войн. Её автором был итальянский генерал Джулио Дуэ, который является автором следующего изречения: «Чтобы готовиться к войне, надо обладать богатым воображением».
Эра АрктикиВ 1908 году был дважды достигнут Северный полюс. Однако точно назвать имя первопроходца ныне невозможно: за это право спорили два американца - Роберт Пири и Фредерик Кук. Каждый из них доказывал свое первенство, хотя ныне некоторые исследователи сомневаются в том, что Пири и Кук действительно дошли до крайней точки Земли - дело в том, что в 1908 году им было трудно не просто доказать свою победу, но и точно определить своё положение на местности.
Пири был истинным фанатиком Севера. Он возглавлял шесть экспедиций в Арктику и дважды безуспешно пытался добраться до Северного полюса. В своих путешествиях он потерял шесть пальцев, фактически вся его жизнь была посвящена достижению этой цели. 6 июля 2008 года он достиг полюса и записал в своём дневнике: «Я на полюсе! Мечта трёх столетий и 23 лет моей жизни достигнута». После возвращения в США Пири ушёл на покой. Конгресс США принял специальное решение о выделении ему пенсии, положенной вице-адмиралам. Впоследствии Пири вёл тихую жизнь и публиковал книги - единственной его проблемой был Фредерик Кук. В честь Пири были названы несколько боевых кораблей ВМФ США, музеи и выставочные залы.
Кук - врач и участник одной из экспедиций Пири, также доказывал, что 21 апреля 1908 года (то есть раньше, чем Пири) он достиг Северного полюса. При этом если Пири снаряжал большие экспедиции, то Кука сопровождали лишь два эскимоса. У Кука, как и у Пири, было немного доказательств того, что Северный полюс действительно покорён. К позору Пири, он приложил руку к тому, что заявления Кука не были подтверждены документально: дело в том, что последний оставил ящик с документами о своём путешествии в Гренландии и попросил знакомого американца доставить их ему. Американец попытался сесть на корабль, на котором Пири возвращался из своего путешествия к Северному полюсу, однако тот, узнав о содержании ящика, отказался взять его на борт. Документы остались в Гренландии и пропали. Остаток жизни Кук доказывал, что он действительно первым достиг полюса, однако у него было много критиков (известнейшим из них был Пири), которые утверждали, что Кук сфальсифицировал результаты своего похода. В результате известность Кука была намного меньшей, чем у Пири. Репутация Пири не пострадала и после того, как было доказано, что во время странствий он имел наложниц-эскимосок, некоторые из которых были несовершеннолетними (в результате этих связей появилось на свет несколько детей). В отличие от него Кук был исключительно порядочным человеком, который в конце жизни глубоко сожалел, что открыл полюс - это путешествие уничтожило его жизнь.
История с открытием Северного полюса привела к тому, что известнейший полярный исследователь Руаль Амундсен более осмотрительно подготовился к экспедиции к Южному полюсу. Он достиг его в 1911 году и смог обстоятельно документировать свое достижение - сомнений в его приоритете не возникло.
Путешествия Пири и Кука в 1908 году были не более чем подвигами одиночек, гнавшихся за славой и рекордами. Однако уже через несколько десятилетий они приобрели совершенно иное значение. Ныне Арктика считается потенциальным транспортным коридором, кроме того, на Крайнем Севере находятся значительные запасы рыбы и полезных ископаемых. В конце ХХ века приполярные государства вступили в битву за Арктику.
Эра ОлимпиадВпервые в истории на Олимпиаде (она состоялась в Лондоне) была проведена торжественная церемония открытия. Тогда был установлен порядок прохождения команд, существующий и сегодня: первой идет сборная Греции (родина Олимпиад), последней - команда принимающей страны, остальные команды располагаются в алфавитном порядке. Также впервые на открытии Олимпийских игр спортсмены шли под своими национальными флагами. С этим было связано несколько конфузов. В частности, сборная Финляндии (тогда входила в состав Российской империи) шла вообще без флага из-за невозможности идти под двумя - финским и российским. Любопытно, что в итоге финские спортсмены завоевали пять медалей, а команда Российской империи только три.
Впервые в истории на этой Олимпиаде были использованы стандартные правила состязаний, а арбитры выбирались среди представителей разных государств - до этого их поставляла страна, принимавшая игры. Также впервые в программу Олимпиады попал зимний вид спорта - фигурное катание (соревнования по фигурному катанию прошли позже - искусственного льда ещё не существовало). Первые отдельные зимние игры прошли в 1924 году.
Впервые на этой Олимпиаде марафонцы преодолевали современную дистанцию - 42 км 195 метров, до этого продолжительность марафона определялась «на глазок». Уточнение длины марафонской дистанции было вызвано не уточнением расстояния, которое преодолел древнегреческий воин Федиппид в 490 году до н.э., а пожеланиями британской королевской семьи: организаторов Игр попросили, чтобы забег начался у Виндзорского замка (королевская резиденция) и закончился на олимпийском стадионе. Итоговое расстояние и составило 42 км 195 метров. В 1924 году Международный олимпийский комитет официально утвердил именно эту дистанцию марафона.
И именно в 1908 году зачинатель Олимпийского движения барон Пьер де Кубертен провозгласил основной принцип Олимпийских игр: «Главное - не победа, а участие». Любопытно, что автором этого изречения был американец - епископ Пенсильвании Этельберт Тэлбот, который включил эту фразу в текст своей проповеди, произнесённой на Олимпиаде.
Ныне Олимпиады и спорт в целом стали составной частью массовой культуры. Олимпиады являются крупнейшими событиями, привлекающими колоссальное внимание человечества.
Штрихи к портретуВ 1908 году произошло еще несколько событий, значение которых стало ясным лишь годы и даже десятилетия спустя. Так, в Боснии, незадолго до этого аннексированной Австро-Венгрией, была образована организация «Народна одбрана» («Народная оборона»), призванная бороться за национальное и культурное самосознание боснийских сербов. Впоследствии эта организация перешла на рельсы терроризма. В 1911 году от неё отделилась радикальная фракция «Црна рука» («Чёрная рука»). В 1914 году член этой организации Гаврило Принцип застрелил эрцгерцога Австро-Венгрии Франца-Фердинанда с супругой. Это убийство стало поводом для начала Первой мировой войны. В ходе войны погибло более 13 млн. человек и распались четыре империи - Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. В результате войны была сформирована Лига Наций, которая была призвана заблаговременно урегулировать международные кризисы. Как известно, у неё это не получилось - её наследницей стала ООН.
В 1908 году Болгария объявила о своей независимости от Османской империи.
В 1908 году в районе реки Подкаменная Тунгуска упал предположительно большой метеорит. Ныне некоторые страны мира пытаются разработать системы защиты от подобных катастроф.
В 1908 году в США было образовано подразделение, которое четверть века спустя превратилось в мощнейшую спецслужбу - Федеральное бюро расследований.
В 1908 году германский физик Ганс Гейгер создал первый счётчик радиоактивности. С началом ядерной эры «счётчик Гейгера» стал феноменом массовой культуры и в некоторые периоды истории (например, после Чернобыльской катастрофы) активно раскупался населением.
В 1908 году были основаны прославленные футбольные клубы «Милан» (Италия) и «Панатинаикос» (Греция).
В 1908 году американский ученый Саймон Флекснер предсказал, что в скором будущем трансплантация органов станет рутинной операцией. Тогда же американский журнал Hampton’s Magazine опубликовал статью, в которой декларировалось: «Человек беспроводной эпохи будет ходить с принимающим аппаратом, компактно размещённым в его шляпе и настроенном на миллиарды вибраций, из которых можно будет делать выбор» (судя по всему, речь шла о компактном приёмнике или сотовом телефоне). В том же году британский писатель Эдвард Фостер написал короткую новеллу «Остановки машин», в которой описал мир будущего. Он предсказал создание синематофота (телевизора) и телемедицины.
Автор: Международное информационное агентство Washington ProFile