В объективе – весь мир

Сергею Козлову – 50! Да быть не может! Не с ним ли мы сидели ещё, казалось бы, недавно в одних и тех же аудиториях, не он ли, будучи на курс старше, учил меня, кому и как сдавать какой зачёт или экзамен? Однако, судя по седеющим головам, похоже, что это п

21 дек. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2264 от 21 дек. 2007
0ebf3d9fe10515d91f5d871b47b2f1b0.jpg


Сергею Козлову – 50! Да быть не может! Не с ним ли мы сидели ещё, казалось бы, недавно в одних и тех же аудиториях, не он ли, будучи на курс старше, учил меня, кому и как сдавать какой зачёт или экзамен? Однако, судя по седеющим головам, похоже, что это правда.

…Сергей, рано обнаруживший свой взгляд через объектив, быстро нашёл себя и в избранной специальности. Тут уж, знаете, как в Библии: много званых, да мало избранных. Легендарный Юрий Муравин, фотособкорр ТАСС по Дальнему Востоку, именно его назначил себе в преемники. Тогда, почти 30 лет назад, многие – и вполне мотивированно - удивлялись: пацан, только со студенческой скамьи и будет представлять государственное «фотооко» в огромном регионе?..

Выбор, как оказалось, был сделан точно и безупречно.

Кого только не снимал Козлов за минувшие бурные десятилетия: президентов и премьер-министров, космонавтов и кинозвёзд, ветеранов войны и передовиков производства. Но за программой обязательной, «тассовской», съёмки ухитрялся поймать в свой объектив и другое, главное – красоту окружающего мира. Будь то человеческие эмоции, проявившиеся и пойманные в объектив в самый характерный момент, или уникальность природы и окружающего мира – то, что ещё надо суметь увидеть и донести до зрителя преломлённым через собственное мироощущение.

Я долго пытался разгадать его секрет; потом, кажется, всё-таки понял: при всей важности для фотографа быть вооружённым хорошей и современной техникой, главное всё же состоит не в том, сколько пикселей в твоем «железе». Главное: как ты смотришь через видоискатель? Что ты видишь? Что сможешь показать окружающим?

Вот, к слову, простейший пример. Владимир Путин первый раз прилетел во Владивосток в ноябре 1999 года, ещё будучи премьер-министром. Среди прочих мероприятий проводил совещание в Доме офицеров флота. Там-то и был ему преподнесён военно-морской кортик. В зале находилось немало фотокорреспондентов. Но только один сделал кадр, на котором будущий президент целует клинок.

Почему так? Почему именно Козлов умудряется оказаться в нужный момент в нужной точке? Почему ракурс, ёмкость, глубина, качество его снимков никогда не вызывают вопросов? Правда, никто не знает, сколько часов в сутки он спит, когда начинается настоящая Работа – с большой буквы. И нечасто может позволить себе расслабиться – как на снимке, сделанном его коллегой Александром Маслянко.

…Возможно, я напрасно пишу все эти строчки. Потому что рассказывать о настоящем фотографе (как и художнике) – бессмысленно. Его работы нужно видеть. Оценивать. Понимать.

К сожалению, в нашей жизни такого всё меньше. Всё как-то на бегу, в суете. «Щёлкаем» себя и друг друга на фоне Эйфелевой башни, Тауэра, иных красот и чудес. И думаем: экие мы мастера! Так ведь нажимать на кнопку можно научить и обезьяну. И как бы нам с нашей завышенной самооценкой не проморгать настоящее, то, что отразить под силу лишь истинным, а не «самопальным» мастерам.

За эти годы персональные выставки Сергея проходили в Москве и многих европейских странах, в Японии и Америке. Очень жаль, что даже к юбилею мастера такая выставка не проходит во Владивостоке. Организовать трудно. Дорого. Помощи ждать не от кого.

Впрочем, это ли главное? Есть, в конце концов, во Владивостоке да и по всему миру люди, ценящие настоящий профессионализм и знающие в нём толк. Не случайно, наверное, работы Козлова проще найти сегодня во Франции, чем в родном городе. Хотя нет, и у нас в редакции на парадной лестнице висят его работы. Сколько хожу – столько любуюсь.

С днём рождения, Сергей, от всей редакции газеты «Владивосток»! Твори! И помни: ты всегда желанный гость на наших полосах!