Пробки на таможне: «японкам» не хватает паспортов
Известно, что без паспорта человек – не совсем человек. Эта грустная истина верна и в отношении автомобилей. Вот уже около двух недель в среде приморских автобизнесменов, а также простых автомобилистов из самых разных регионов России, заказавших себе поде
Известно, что без паспорта человек – не совсем человек. Эта грустная истина верна и в отношении автомобилей. Вот уже около двух недель в среде приморских автобизнесменов, а также простых автомобилистов из самых разных регионов России, заказавших себе подержанное праворульное авто из Японии, наблюдается смятение. Из-за отсутствия бланков паспортов транспортного средства (ПТС) на Владивостокской таможне образовалась настоящая автомобильная пробка. Импортёры не могут получить документы на ввезённый автомобиль, а следовательно, не могут ни продать его, ни перегнать в иной населённый пункт.
Нервозность владельцев «зависших» во Владивостоке автомобилей легко объяснима: простой машины на складе временного хранения (СВХ) – трата не только времени, но и денег. Появились слухи, что отсутствие бланков связано с внедряемым с 1 января 2008 года экологическим стандартом «Евро-3» - мол, кому-то выгодно затянуть процесс таможенного оформления, чтобы уже в новом году дополнительно «навариться» на участниках внешнеэкономической деятельности, заставив их оформлять соответствующие сертификаты. И ладно бы только «Евро-3». А как быть с тем, что с наступлением нового года семилетняя машина превратится в «непроходную», с точки зрения таможенных платежей, восьмилетку?
В Дальневосточном таможенном управлении, куда корреспонденты «В» обратились за комментариями, признали, что на Владивостокской таможне «сложилась непростая ситуация с выдачей бланков ПТС», которая «серьёзно тормозит работу таможенных органов», однако заверили, что вины самой таможни в этом нет: «несмотря на то, что таможенные органы своевременно подали заявку на изготовление бланков ПТС в достаточном для нормальной работы количестве, бланочная продукция не была вовремя отпечатана и направлена во Владивосток». Это означает, что за сверхурочное простаивание автомобиля на СВХ платить придётся самому владельцу (или импортёру). Но есть и другой выход, хотя он приемлем не для всех: провести таможенное оформление транспортного средства и забрать его со склада без выдачи ПТС - в этом случае паспорт таможенники обещают выдать позже, по заявлению владельца авто. Однако большинство участников внешнеэкономической деятельности не хотят идти по такому пути, потому что в этом случае забирать автомобиль придётся с помощью эвакуатора – ни эксплуатировать, ни продавать, ни ставить на учет в ГИБДД беспаспортный автомобиль нельзя. С начала декабрьского бланочного дефицита процедуру таможенного оформления без выдачи ПТС прошло уже свыше 4000 автомобилей (они получат паспорта позже), однако на данный момент на складах в зоне деятельности Владтаможни скопилось порядка 12 тысяч машин. Это, естественно, создаёт неудобства как самим таможенникам, так и импортёрам авто, у которых «горит» бизнес, а также заказчикам праворульного секонд-хенда из самых разных уголков нашей необъятной родины.
Что касается острых вопросов, связанных со скорым наступлением следующего года и введением стандарта «Евро-3», то здесь, как пояснили в отделении по связям с общественностью ДВТУ, значение имеет не день выдачи ПТС, а дата подачи таможенной декларации.
Поэтому тем, чья машина с нового года может попасть в разряд «непроходных», стоит поторопиться с таможенным оформлением (пусть даже и без получения паспорта транспортного средства), забрать автомобиль со склада и поставить в гараж либо на стоянку до лучших дней - в ожидании ПТС.
Лучшие дни скоро должны настать. «Руководство Дальневосточного таможенного управления предприняло все зависящие от него меры для нормализации положения, - подчеркнули в ДВТУ. – Пермская фабрика Гознака начнет отгрузку бланков ПТС 21 декабря. В начале следующей недели они прибудут во Владивосток и тут же будут направлены на таможенные посты». Надеемся, что так оно и будет. Тревожит другое: регулярность и даже системность, с которой возникают подобные «бумажные» проблемы в различных органах власти. За примерами далеко ходить не надо: совсем недавно наконец-то был преодолен многомесячный дефицит аналогичной спецпродукции в госавтоинспекции Приморского края - далеко не первый по счёту. И уж наверняка не последний. И всё это происходит на фоне громких заявлений о борьбе с административными барьерами. Похоже, если кто-то и борется реально с этими барьерами, то только сами бизнесмены и простые граждане. И то не по своей воле.
Автор: Василий Авченко Олегович