Ужас для льготников не предвидятся
Каких-нибудь десять лет назад действовали в нашей стране федеральные законы, по которым льготное лекарственное обеспечение предусматривалось лишь для четырех категорий населения – инвалидов, ветеранов боевых действий, доноров крови и жертв политических ре
Каких-нибудь десять лет назад действовали в нашей стране федеральные законы, по которым льготное лекарственное обеспечение предусматривалось лишь для четырех категорий населения – инвалидов, ветеранов боевых действий, доноров крови и жертв политических репрессий. Все изменилось с принятием 122-го закона. Казалось бы, радуйтесь, россияне, – еще 19 категорий граждан обрели право на существенную социальную поддержку. Но, естественно, все помнят, как недолгое ликование сменилось отчаянием – трудности с получением рецептов, обеспечением их в аптеках, бесконечные очереди, нервотрепка, нехватка самых ходовых препаратов. Сейчас вновь народ взволнован – появились новшества в финансировании программы, которые не всем понятны. Если раньше можно было хоть душу отвести, выливая свое негодование на всеми нелюбимого Михаила ЗУРАБОВА, то какие претензии могут быть к новому министру? И что все-таки происходит с дополнительным лекарственным обеспечением (ДЛО)? На эту тему мы беседуем с заместителем директора департамента здравоохранения ПК доктором медицинских наук Андреем КАЛИНИНЫМ.
– Андрей Вениаминович, как известно, еще за прошлые годы долги перед фармацевтическими компаниями не погашены, а тут опять новшества. Какова реальная ситуация?
– С введением ДЛО в 2005 году все финансирование осуществлялось из федерального бюджета. В первый год проблем не возникло, потому что после монетизации многие люди вышли из программы, из-за этого на 2006 год на реализацию программы было выделено уже в два раза меньше средств. Однако расчет чиновников оказался неверным, по оценкам аналитиков рынка, дефицит бюджета ДЛО в Приморском крае по итогам 2006-го составил около миллиарда рублей. Кроме того, раньше компании, имеющие государственный контракт, поставляли медикаменты, аптеки их выдавали, документы отчетности, то есть рецептурные бланки, сводились воедино, и лишь после этого шла плата за реализованные медикаменты. Образовались большие долги перед поставщиками, особенно за 2006 год. Сегодня новый министр здравоохранения обещает полностью погасить долг в декабре. В текущем году установлены лимиты государственных обязательств в расчете на одного человека – 378 рублей 75 коп. в месяц. Соответственно установлены и лимиты для территорий, в рамках которых можно формировать заявку на поставку медикаментов. Лимит Приморского края в 2007-м был 406 млн. рублей, на 2008-й он меньше из-за отказа части льготников от соцпакета. Теперь он составляет 302 млн., при этом в расчете на одного льготника – 417 рублей в месяц. Но главное в другом – теперь федеральные полномочия делегированы субъекту. Ответственность лежит уже не на Минздравсоцразвития и федеральном фонде ОМС, а на администрации края. Деньги все равно остаются федеральными, они будут приходить ежемесячно через ФОМС и направляться на закупку препаратов.
– Как она будет осуществляться?
– 12-13 декабря мы проведем аукцион, на котором будет выбираться не компания-поставщик, а будут закупаться отдельные медикаменты. Аукцион проведем по 31 лоту, сформированному из требований приказа Минздравсоцразвития по медикаментам, составленным по международным патентованным наименованиям. Это примерно 500 наименований.
– Выделенных денег хватит?
– Естественно, всегда нужно больше. Губернатор готов выделить дополнительные средства под эту программу, но пока нет механизма ее осуществления, ведь нельзя нарушать Бюджетный кодекс, то есть направлять краевые средства на реализацию федеральных полномочий. Сейчас мы работаем над этим, пытаемся разработать краевой закон и внести поправку в существующее законодательство, чтобы можно было софинансировать программу. И губернатор, и депутаты Законодательного собрания понимают, что денег недостаточно. Чтобы не возникало социального напряжения, лучше выделить дополнительные средства, но сделать это надо правильно. Недавно прошло совещание при губернаторе, на котором присутствовали депутаты, компетентные в этих вопросах. Идея обсуждается.
– Как повлияет на положение «обычных» льготников еще одно новшество – выделение отдельным списком пациентов, страдающих рассеянным склерозом, гемофилией, муковисцидозом, болезнью Гоше, гипофизарным нанизмом, лейкозом и перенесшим пересадку органов, которым необходимы чрезвычайно дорогие препараты?
- Скорее никакие повлияет, потому что у нас в крае всего 273 таких человека. Для них выделено около 500 млн. рублей.
- И на что могут рассчитывать льготники, оставшиеся в программе?
– Хуже им не будет, это однозначно. Теперь, имея возможность влиять на процесс закупок, мы сможем оперативнее реагировать на возникающие проблемы. Если даже сбои и возникнут, то у нас будут механизмы влияния на ситуацию: не хватает медикаментов – срочно докупим, появилась неожиданно в чем-то необходимость – быстро приобретем. Раньше приходилось делать заявку через Москву, временной интервал был достаточно большой. Если получится с софинансированием субъекта, средства на приобретение препаратов возрастут практически в два раза. Единственный негатив, который прогнозируется в данной ситуации, – это то, что закупка медикаментов будет проводиться на аукционе, где основным критерием является цена, то есть поставщиком станет та компания, которая предложит наименьшую цену. Соответственно, дорогостоящие препараты могут выпасть. Мы вернемся к ситуации, когда у нас будет список не из 1600 наименований, а из 500, которые предписаны Минздравсоцразвития. Это значит, что одному международному наименованию будет соответствовать только одно торговое.
– То есть те, кто привык пользоваться дорогими импортными средствами, вынуждены будут довольствоваться их аналогами?
– Да, но с точки зрения системы это правильно. Мы возвращаемся к системе обеспечения лекарственными средствами, которая существовала в прошлые годы. Тогда первые три месяца люди были недовольны тем, что закупалось, а через три месяца поняли, что теперь препараты есть всегда и они не плохие, незачем создавать ажиотаж. Сегодня мы можем четко сказать: у нас есть определенное количество денег, которых хватит на то-то и то-то. С другой стороны, финансовое насыщение программы сейчас больше, чем было в прошлые годы, и, соответственно, качество медикаментов будет выше.
– Грядет новый год. Естественно, больные опасаются: приду в январе в аптеку, а там пусто...
– Согласно законодательству периодом предоставления данной социальной услуги является календарный год. Поэтому все рецепты, которые были выписаны в 2007 году, будут действительны только до 31 декабря нынешнего года. В 2008 году будут действительны рецепты, выписанные в новом году. Это надо четко понимать, иначе произойдет нарушение законодательства. Эта информация уже доведена до врачей – не следует выписывать большое количество рецептов в последние дни декабря. Период перехода к следующему году все равно будет сопряжен с передачей остатков медикаментов компаниям, которые работали по этой программе. Если мы будем использовать их препараты в 2008 году, то не сможем рассчитаться за них, так как не существует такого механизма. Однозначно будут проводиться ревизия и возврат медикаментов. Но параллельно уже сейчас, после аукциона, начнется закладка новых препаратов, то есть товарные запасы к Новому году будут сформированы. Поэтому страха в связи с нехваткой лекарств у нас нет. Людям же просто придется в 2008-м вновь обратиться к врачу, чтобы выписать новые рецепты.
– А тут новогодние каникулы...
– Насколько я знаю, везде существуют дежурные службы. При экстренной необходимости есть дежурный врач. Проблем возникнуть не должно.
– Расскажите уж заодно и о ситуации с льготными аптеками.
– Долги прошлого года негативно отражаются на работе не только поставщиков лекарств, но и на проводящей системе – аптеках, которые не имеют средств на выплату зарплаты сотрудникам. Поэтому социальная программа для аптек убыточна. Там, где муниципальные власти уделяют достаточное внимание решению данной проблемы, аптеки продолжают работать по ДЛО. Там же, где считают, что главное – это бизнес, а не социальная помощь, аптечные учреждения выходят из системы. Поэтому мы вынуждены брать эту работу на себя, открывать дополнительные пункты отпуска льготныхлекарств. Для этого приходится арендовать помещения, которые необходимо приводить в соответствие с законодательством – ремонтировать, получать лицензии. Тем не менее во Владивостоке в ближайшее время будет возобновлена работа по ДЛО в тех аптеках, которые заключили договор с Приморской краевой аптекой. Сейчас в краевом центре лекарства по льготным рецептам можно получить на Невельского, 13; Нахимова, 2; Океанском проспекте, 29/31; Русской, 72а. В Первомайском районе пока такой возможности нет, но в ближайшее время планируем открыть пункт отпуска в поликлинике рыбаков. Также будут открыты пять пунктов – на проспекте 100 лет Владивостоку, 74; Гамарника, 17; Адм. Фокина, 27; Успенского, 29 и Лермонтова, 64. Думаю, в январе этот вопрос решится. Кроме того, эта проблема взята на контроль губернатором, всем главам муниципальных образований также рекомендовано взять под свой контроль реализацию этой программы. Вскоре должен решиться вопрос о передаче муниципальных аптек на территории ПК, занимающихся ДЛО, в ведение Приморской краевой аптеки. Планируется, что они станут ее филиалами. Тогда не будет никаких сбоев в поставках. Никто не говорит, что нужно отдать помещения полностью, но выделить участок следует. Потому что арендные отношения – это денежные средства, которые приходится брать из этой же программы, другого пути нет. Приморская же краевая аптека может взять на себя все расходы. Думаю, что большинство глав муниципальных образований на это пойдет, ведь они понимают меру ответственности, которая возложена и на них. Учитывая, что программа ДЛО достаточно тяжела в реализации, целесообразнее делегировать полномочия на Приморскую краевую аптеку для того, чтобы она полностью за нее отвечала.
– Следовательно, Андрей Вениаминович, вы можете пообещать нашим читателям, что ничего плохого после Нового года не произойдет?
– Революции не будет. Будет ситуация переходного периода, которая существует всегда, когда рецепты одного года нельзя обеспечить в следующем году. Появится проблема тех льготников, которые вышли из программы, но имеют на руках необеспеченные рецепты. В остальном же никаких проблем нет – одни товарные запасы замещаются другими. Важно, чтотеперьунас появится возможность более быстрого реагирования на потребности пациентов, мы сможем решать те вопросы, которые в прежние годы решить не могли из-за жесткой привязки к торговым наименованиям, которые нам рекомендовало Минздравсоцразвития. Сейчас же мы можем купить любое торговое наименование в установленных международных рамках. Льготники лекарствами обеспечены будут.
Автор: Галина Кушнарева Михайловна