Русским вход запрещен! Когда-то Миллионку называли особым миром Владивостока

«Особый мир Владивостока» - так называется выставка, открывшаяся в Государственном архиве Приморского края. Разбирая документы партийных архивов, листая старые газеты, Юлия Щуковская, ведущий архивист отдела использования и публикаций, нашла множество мат

7 дек. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2256 от 7 дек. 2007
d759b7b6714f2655ed635f781a237e94.jpg

Представьте, что вам захотелось кардинально сменить имидж. Буквально - стать другим человеком. А на дворе - конец XIX века. Думаете, преображение займет много времени? Ничего подобного! Постричься, побриться, получить сшитые на ваших глазах костюм и ботинки, узнать судьбу, подлечить недуги, меж делом поесть и посмотреть на танцы красивых девушек, запечатлеть нового себя на фото (или даже нарисовать портрет) - все это можно было проделать во Владивостоке буквально за день.

Если прийти в китайский квартал. На Миллионку…

«Особый мир Владивостока» - так называется выставка, открывшаяся в Государственном архиве Приморского края. Разбирая документы партийных архивов, листая старые газеты, Юлия Щуковская, ведущий архивист отдела использования и публикаций, нашла множество материалов, рассказывающих о том, как уживались русские и китайцы во Владивостоке до 1936 года - именно тогда началось массовое выселение китайцев за пределы края.

- Именно так жил Китай в России, - говорит Юлия Павловна. - Нам показалось интересным проводить такой выставкой Год Китая в России. Готовилась выставка непросто, иногда было трудно выбрать, какие документы представить: партийные комитеты пристально наблюдали за жизнью Миллионки…

Пожелтевшие вырезки из газет, копии постановлений партийных собраний, расплывчатые фотографии. Если не пройти мимо, а провести у стенда хотя бы полчаса, откроется тот самый особый мир…

Русским хода нет

- Китайцы стали частью населения Владивостока едва ли не с самого его основания, - рассказывает Юлия Щуковская. - С ростом города разрастался и китайский поселок. Вновь прибывающие селились в уже обжитом своими соотечественниками месте.

«Яркой экзотикой поражает всякого приезжающего во Владивосток китайская часть города», - так писали газеты в начале XX века. Центром китайского квартала была Семеновская улица: множество торговых лавочек, харчевен, разного рода мастерских было сосредоточено здесь. Китайские повара с переносными кухнями и уличные гадальщики, парикмахеры, врачеватели всех мастей предлагали свои услуги. Днем и ночью квартал гудел, как пчелиный улей. Изначально Миллионка, крупнейшие домовладения которой принадлежали зажиточному китайскому подданному Ван Инану, занимала целый квартал трехэтажных строений: Семеновская, 3/8 - Корейская, 12. Длинные сводчатые ворота вели в узкий двор, по обе стороны - лавочки, ресторанчики с висящими на входе фонарями, лотки. По всей длине дома на высоте второго-третьего этажей - крытые галереи, маленькими и узенькими мостиками сообщающиеся с флигелями.

Зданию на Семеновской, 3/8 было присвоено название «Миллионка», так как оно насчитывало более 300 квартир, в которых жило больше 3000 человек, разумеется, китайцев, 80 процентов из них - нетрудовой элемент.

Китайцам принадлежали и другие дома, в результате Миллионкой стали называть квартал в центре города, ограниченный улицами Алеутской, Адмирала Фокина (Пекинской), Океанским проспектом (Китайской), Пограничной (Корейской), Уткинской (Последней), Батарейной, Набережной.

Доступ русских в эти дома был практически закрыт, попасть сюда даже представителю власти было непросто. В недрах Миллионки шла своя, невидимая внешне жизнь, не имеющая никакого отношения к привычной нам морали и законам России…

Власти пытались оказывать влияние на китайцев, было даже построено начальное училище для обучения их грамоте. Полиция следила за криминалом, обосновавшимся на Миллионке. Но по большому счету это была особая часть Владивостока. Как Запретный город…

Кино для китайских рабочих

- С установлением советской власти и формированием ее исполнительных органов китайский квартал стал объектом пристального внимания, - продолжает Юлия Павловна. - Одним из первых постановлений, касающихся китайского населения, в том числе во Владивостоке, было «О прекращении въезда китайцев на территорию Приморья с целью заработка», что значительно снизило их приток. Признавая факт существования во Владивостоке «государства в государстве», которое управлялось китайским сообществом, Приморский губком РКП(б) считал проведение политической работы среди китайского населения одним из самых важных направлений. 29 сентября 1923 года на совещании актива при Приморском губкоме РКП(б) по вопросу о работе среди китайских рабочих было принято решение о начале среди них массовой политической работы.

В 1924 году в двухэтажном здании на улице Пекинской, 1 был открыт клуб китайских трудящихся имени Первого мая. В клубе были установлены громкоговоритель, киноаппарат, снаряды для физических упражнений, устроена спортплощадка. При клубе работали кружки: драматический, физкультурный, хоровой, грамоты и военного дела, была библиотека-читальня, в которой насчитывалось до 2,5 тысячи томов, в том числе на китайском языке. Клуб работал до 1938 года.

Китайские театры существовали во Владивостоке с 90-х годов позапрошлого века. Хорошо известны два: Северный (Семеновская, 3) и Южный (Семеновская, 6). Между театрами была жесткая конкуренция, в итоге Северный театр стал больше популярен у китайских пролетариев, а Южный - у зажиточных слоев. Позднее в Южном театре был открыт кинотеатр имени Второго тихоокеанского конгресса профсоюзов, позднее он назывался «Тай-пин-ян», а с 30-х годов и до 1991 года это был кинотеатр «Родина».

~~Цитата
Газета «Красное знамя», 1929 год, 21 августа.

«Торжество китайского квартала. Открытие китайского кинотеатра…

…У экрана - портреты Ленина и Буденного. В фойэ (так в оригинале. - Прим. авт.) - на стенах портреты вождей, кадры из кинокартины «Октябрь». Зал понемногу наполняется зрителем. Входят нерешительно, удивленно осматривая преобразившийся театр. «Хорошо, - говорит один рабочий китаец. - Совсем не похоже на наш. Чисто. Хорошо». Другой сомневается: «Через неделю грязно будет». «Нет, - по-китайски отвечает студентка востфака, будущая кассирша. - Мыть и чистить будем». «Ну тогда другое дело», - соглашается собеседник.

Выходим на улицу. У входа собралась огромная толпа не успевших попасть. «Великий немой» вызвал большой интерес в китайских кварталах». ~~

Для китайцев при советской власти открывались учебные заведения, например, китайско-ленинская школа при Наркомпросе РСФСР, которая готовила политработников и просветителей из китайских рабочих. Школа работала до 1937 года - до тех пор, пока практически все преподаватели и студенты не были арестованы по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Располагалась школа в бывшем приходском женском училище имени Н. П. Черепанова, а также на улице Базарной, 14 (ныне ее не существует) и Китайской, 42.

Советские газеты постоянно писали о проблемах китайского квартала, иногда - весьма нелицеприятно, чаще - лояльно и сочувствующе, потому что большую часть населения Миллионки составляли бедняки, чей доход был весьма скромен, а быт - ужасен по меркам русского человека.

Одним демонстрированием картин кино не ограничивается. При нем в читальне будет вести широкую культпросветработу специально приглашенный рабфаковец-китаец.

Интересный факт: здание, в котором сегодня располагается хореографическое училище ДВГУ, когда-то было неполной средней китайской школой, затем превратилось в восьмилетку, а после - в среднюю школу № 40. И китайских учеников там уже не было…

Несмотря на все усилия властей, Миллионка превратилась в сплошные притоны наркоторговли, опиекурения, проституции, азартных игр. Она управлялась китайским обществом взаимного вспомоществования, которое лишь контактировало с властями, но не более того. В силу этих причин существование Миллионки было признано советской властью недопустимым, в мае 1936 года НКВД и милиция приступили к ликвидации китайского квартала. К декабрю 1936 года Миллионка перестала существовать. К этому времени из Владивостока в Китай выехало более 4000 человек.

~~Цитата
Докладная записка «Об итогах выполнения директив по ликвидации Миллионки». Датирована 1936 годом, адресована секретарю Приморского комитета ВКП(б) товарищу Мякинен.

«Во Владивостоке до настоящего времени существует ряд домов, принадлежащих отдельным китайским капиталистам, проживающим в Китае и передавшим управление домами своим доверенным лицам. Наиболее крупными домовладениями являются так называемые большая и малая Миллионка, находящиеся в центре города по Колхозной, Пекинской, Корейской улицам, объединенные в кварталы. Кроме того, к этим домовладениям принадлежит ряд домов: Уткинская, 8, Батарейная, 2, 8, 10, Набережная, 26, Пекинская, 4, улица 25 октября, 32, 35 и другие более мелкие здания. В основном все это дома каменные, но за несколько лет вначале владельцами, а затем и доверенными лицами в погоне за наживой, слагавшейся из квартирной платы, допустили устройство внутри каждой квартиры вплоть до использования коридоров, деревянные перегородки временного типа из фанеры, досок и прочего материала, создав максимум квартир, почти в каждой квартире были настроены двойные нары с расчетом наибольшего вселения жильцов, пользуясь небольшой требовательностью в этом отношении со стороны китайцев».~~

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ