Не сбылась мечта о норковой шубке: звероферма в Валентине на грани закрытия

В звероводческом хозяйстве села Валентин Лазовского района почти весь ноябрь, как всегда, шел забой норок. В этот ответственный период производственного цикла рук постоянных работников (их около 40) не хватает, приглашают на подмогу еще 80 человек. Хоть к

28 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2250 от 28 нояб. 2007

В звероводческом хозяйстве села Валентин Лазовского района почти весь ноябрь, как всегда, шел забой норок. В этот ответственный период производственного цикла рук постоянных работников (их около 40) не хватает, приглашают на подмогу еще 80 человек. Хоть какой-то приработок для жителей поселения. Ведь безработных здесь – большинство, только на учете в центре занятости стоят 400 человек.

В хозяйстве разводят серебристо-голубых и темно-коричневых норок. Последние четыре года, после того, как было полностью обновлено маточное поголовье, шел стабильный прирост производства продукции. Основное стадо увеличилось в два раза - до 4 тысяч голов, выход молодняка – до 14 тысяч. Сейчас идут первичная обработка шкурок (выделка будет производиться на специализированных фабриках), их сортировка, упаковка – одним словом, подготовка к аукциону и продаже.

Казалось бы, подсчитывай будущие прибыли и планируй работу дальше. Увы, прогнозы падения цен на меховом рынке заставили руководителей «Валентиновского» высчитывать не прибыль, а будущие убытки. В результате пришли к выводу: предприятие необходимо ликвидировать. Директор хозяйства Александр Кияшко уже отправил письмо руководству Преображенской базы тралового флота, которое с 2000 года поддерживало звероводов и выступало в роли единственного инвестора: «В связи с нерентабельностью производства мы настаиваем на его закрытии». О нависшей угрозе над предприятием коллектив известил также департамент сельского хозяйства краевой администрации и Законодательное собрание Приморского края.

~~Справка «В»
До «эпохи акционирования» в Приморье работали 23 зверосовхоза. Отрасль находилась на втором месте в крае по отчислению валютных средств в бюджет. «Дальпушнина» ежегодно получала по 4-5 млн. долларов прибыли, а иностранные аукционы считали за честь получить приморский мех. На фермах выращивали восемь видов норки (белую, крестовку, пастель, серебристо-голубую, сапфир, ирис, темно-коричневую), а также белого и серебристого песца, чернобурку, хоря. Песца не стало в 1995 году, в 1997 году был последний забой лисы, и тогда же Приморье попрощалось с хорем. Что касается разведения норки, то до сегодняшнего дня дожили два приморских хозяйства – в Валентине и Партизанске. ~~

Отдаленное от густонаселенных мест село Валентин, где живет полторы тысячи человек, находится на берегу моря. До районного центра Лазо - 60 километров по грунтовке через перевалы. Состоит село из двух обособленных микрорайонов, построенных вокруг некогда крупных предприятий – рыбозавода и зверосовхоза. От рыбозавода уже мало что осталось, часть зданий превратилась в руины. Неужели такая же участь ждет и звероферму? Она на сегодня - единственное в округе производственное предприятие, где платят стабильную, хоть и небольшую, зарплату. Если закроется, увеличится число семей, живущих лишь за счет моря, тайги, огородов. А эти доходы, как известно, на пенсии не отражаются…

Семь лет назад валентиновцы уже пережили шок в связи с банкротством и практически полным развалом предприятия. Понимая, что судьба зверосовхоза – это судьба самого села, которое тоже оказывается на грани вымирания, на помощь тогда пришла Преображенская база тралового флота. Глава Лазовского муниципального района Виктор Настевич, обеспокоенный повторением кризиса и приехавший в этот день в хозяйство, рассказал:

- В 2000-м все случилось, можно сказать, в одну ночь. 35 тысяч норок пали от бескормицы. Контора была разграблена и подожжена вместе с архивом. Людям вместо долгов по зарплате выдавали сетки и снятую с шедов древесину на дрова. С просьбой спасти хозяйство мы обратились к руководству базы тралового флота, и оно пошло навстречу. На вложенные рыбаками средства были восстановлены технический парк, кочегарка, кормокухня, мини-элекростанция, отремонтированы шеды, позже закуплено новое маточное стадо. Все эти годы база снабжает звероферму рыбопродукцией по себестоимости, оказывает другую поддержку. Но, как теперь получается, и этого недостаточно.

Денис и Кирилл Кияшко – заместители директора – объяснили: вся беда в том, что российское меховое сырье не выдерживает конкуренции на рынке.

- Себестоимость нашей, еще не выделанной шкурки составляет тысячу рублей, и к тому же она продолжает повышаться вместе с увеличением цен на топливо и ростом других расходов. А у китайцев такая же себестоимость уже готовых шкурок, из которых можно сразу шить шапки и шубы. Раньше китайцы скупали мех на всех аукционах в мире. А теперь сами выращивают миллионы зверьков. Неизвестно, сколько они выбросят норки на рынок к январю, но на предстоящем аукционе в Санкт-Петербурге ожидается настоящий обвал цен. Пока нам хватало средств хотя бы на корма и зарплату, но, судя по всему, теперь и на это не удастся наскрести. А ведь еще надо покупать транспорт и оборудование для кормоцеха, которое устарело, улучшать рацион кормления зверей, рассчитываться по долгам, нести другие расходы.

- На случай подобных рыночных катаклизмов должна предусматриваться государственная поддержка, а ее нет, - продолжает разговор Виктор Настевич. – Мы надеялись на нацпроект по развитию агропромышленного комплекса, на краевую программу по поддержке звероводства, но она, к сожалению, так и не заработала. Вместе с руководством «Валентиновского» рассмотрим все варианты возможного выхода из тяжелой ситуации. Но в любом случае, считаю, предприятие нельзя закрывать.

С тяжелым сердцем ждет решения своей участи коллектив хозяйства. Здесь в основном работают потомственные звероводы, отдавшие производству десятилетия своей жизни. К примеру, Людмила Медведева приехала в Валентин из Оренбурга молодым специалистом в 1971 году да так и осела вместе с семьей. Дочь тоже пришла на ферму. Многие звероводы – предпенсионного возраста. Если предприятие закроется, идти дорабатывать до пенсии будет некуда. Молодежь, какая есть, конечно же разъедется, оголив и без того полупустое село. Денис Кияшко подтверждает: да, уедем, ведь тут работать больше негде.

В эти дни стоит вопрос о забое основного стада. А это будет означать конец звероводческому хозяйству в Лазовском районе. И почти конец звероводческой отрасли в Приморском крае.

~~Из письма коллектива ООО «Звероводческое хозяйство «Валентиновское» в адрес Законодательного собрания Приморского края, краевого департамента сельского хозяйства и продовольствия, администрации муниципального района:
«Ликвидировать базовое предприятие - самый простой и в то же время губительный для села и района выход. Мы хотим и готовы бороться за его сохранение и дальнейшую стабильную работу. Но специфика нашего производства такова, что без помощи инвесторов нам не обойтись. Таким инвестором вот уже на протяжении семи лет является Преображенская база тралового флота, но ей одной не под силу вытянуть наше производство. Необходима поддержка края. Мы обращаемся с просьбой включить наше хозяйство в одну из программ в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и не допустить развала базового для села и Лазовского района предприятия». ~~

Автор: Надежда БРАЖИНА