Антон Иванов: Нарушители стали гораздо изощреннее

На прошлой неделе во Владивостоке состоялся российско-китайский форум «Укрепление правового механизма регионального экономического сотрудничества», который собрал юристов и экономистов, а также ведущих политиков двух стран. Пожалуй, главным действующим ли

23 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2248 от 23 нояб. 2007
69ddf10c999b1939d821742ec7b22bcd.jpg


На прошлой неделе во Владивостоке состоялся российско-китайский форум «Укрепление правового механизма регионального экономического сотрудничества», который собрал юристов и экономистов, а также ведущих политиков двух стран. Пожалуй, главным действующим лицом от российской стороны был председатель Высшего арбитражного суда России Антон Иванов.

В один из перерывов он дал эксклюзивное интервью корреспонденту «В».

- Высший арбитражный суд определил город Владивосток местом постоянного пребывания апелляционного арбитражного суда. Почему для пребывания суда избран именно Владивосток?

- Прежде всего апелляционный арбитражный суд должен быть равноудален от судов первой инстанции, решения которых будет пересматривать, чтобы людям не пришлось слишком далеко ехать. Хотя с учетом размеров нашей страны данное условие не всегда удается соблюсти. Второе условие для размещения суда в том или ином месте - это наличие авторитетных вузовских юридических школ, которые позволяли бы обеспечивать суд специалистами высокого уровня. Владивосток имеет мощную базу подготовки юристов, и это стало решающим фактором для создания здесь апелляционного суда.

- В нашем регионе два апелляционных суда: во Владивостоке и в Хабаровске, а во многих - ни одного. С чем это связано, неужели так много приходится пересматривать дел?

- Ваш регион - не исключение. В половине регионов нашей страны работает по два апелляционных суда. Например, в Центральном федеральном округе они находятся в Туле и Воронеже.

- Антон Александрович, в связи с проведением саммита АТЭС должно возрасти экономическое сотрудничество между Россией и другими странами региона, в том числе и с Китаем. Соответственно станет больше экономических споров между субъектами предпринимательства этих стран и российскими бизнесменами. Справится ли Приморский арбитражный суд с подобным объемом работы?

- Думаю, да. Конечно, проведение саммита АТЭС должно привести к увеличению размера инвестиций, а значит, возрастет и количество дел. Но, как показывает опыт, суды в тех регионах, где количество капиталовложений огромно, справляются со своими обязанностями. Взять, к примеру, Пермский и Краснодарский края. В Краснодарском крае был период, когда один судья рассматривал около 90 дел в месяц - это в два раза превышало общероссийскую нагрузку. В Приморье подобного объема работ пока нет. Как я понял из выступлений на форуме, большинство экономических отношений построено на неформальных связях, поэтому сейчас бизнесмены из Китая в основном разрешают споры во внесудебном порядке. Но когда изменения произойдут, будем расширять штат судей.

- Вы не раз говорили, что одна из главных проблем арбитражной судебной системы состоит в том, что решения судов плохо исполняются или не исполняются вовсе. Этот вопрос актуален и сейчас?

- Да, эта проблема по-прежнему существует. Сейчас исполняемость судебных решений в России, по данным службы судебных приставов, составляет 50 процентов, а по исполнительным листам арбитражных судов - 34. Это очень низкий показатель. Чтобы решить эту проблему, необходимо оздоровить экономическую среду. Как мы уже говорили, сейчас много вопросов решается в частном порядке, без привлечения суда. Если фирма де-факто не существует и неизвестно, какие у нее активы, где они находятся, то с нее невозможно что-либо взыскать. По мере того как экономическая ситуация в стране будет улучшаться, люди начнут регистрировать предприятия, официально приобретать имущество, у них появятся права и обязанности, а следовательно, степень исполнения судебных решений будет повышаться. Я считаю, что тенденция легализации компаний необратима. Как минимум потому, что иначе в регион не придут крупные инвестиции. Никто не приедет сюда с мешком наличных денег. Такое возможно только на уровне мелких вложений, а когда речь идет о миллиардах долларов, необходим официальный механизм, регулирующий экономические отношения.

Второй фактор, который может повлиять на развитие экономики, - это оздоровление банковской среды. Чем больше люди будут жить в кредит, тем дороже для них станет честное имя заемщика. Сегодня у нас не особо важна кредитная история человека, так что многие считают, что могут позволить себе не отдавать долги. Но это ненадолго. И скоро человек с плохой кредитной историей будет лишен возможности получить кредитные карты. А во многих странах, если у тебя нет кредитной карточки, невозможно забронировать номер в отеле, взять в аренду автомобиль, а коммунальные службы переводят такого клиента на специальный режим оплаты. Если мы пойдем по такому пути, то для человека будет крайне важно, попадет ли его фамилия в «черный список» бюро кредитных историй или нет. Как только это произойдет, во многом будет решена и проблема исполнения судебных решений: ведь все имущество и обязательства человека или компании будут прозрачны. Надо сказать, что в Европе и Америке благодаря именно этому механизму исполняется 80 процентов судебных решений.

- Вы не раз говорили, что уровень коррупции в судах сильно преувеличен. К слову, в приморской печати проблемы «арбитражной» коррупции поднимались не раз и не два. Не изменилась ли ваша позиция в последнее время?

- Мне известны публикации о Приморском краевом арбитражном суде. Я помню, что несколько лет назад был лишен полномочий председатель суда. Как относиться к информации о коррупции судей? Думаю, очень аккуратно. Многие публикации и жалобы далеко не всегда навеяны реальными нарушениями судей. Зачастую они написаны теми, чья позиция не нашла поддержки у судьи. За год к нам приходит несколько тысяч подобных писем. Значительная часть жалоб на коррупцию является результатом неэтичных методов некоторых адвокатов, которые утверждают, будто бы они могут договориться с судьей. После проведения проверок по поступившим жалобам становится ясно, что лишь 5-6 процентов из поступающих к нам обращений обоснованы, да и то по причинам, не связанным с коррупцией (просрочки, грубость, процессуальные нарушения). Так что ситуация не настолько страшна, как ее многие хотят представить. Важно и то, что мы смогли добиться улучшения условий оплаты труда судей - сейчас она составляет 60-70 тысяч рублей в месяц.

- Вы сказали, что количество обоснованных жалоб находится на уровне 5-6 процентов, а есть ли уголовные дела, возбужденные в отношении судей?

- За последний год в целом по стране 40 судей были лишены полномочий, хотя далеко не все эти дела были связаны с подозрениями в коррупции.

- Это много или мало?

- Очень много. В Италии, например, с 1920 года только двое судей лишились своего поста за нарушения, хотя итальянские суды в Европе считаются не самыми беспристрастными.

- Не секрет, что одной из самых острых проблем сегодняшней экономической деятельности является вопрос о том, как отличить добросовестного приобретателя от «рейдера». Правда ли, что Высший арбитражный суд готовит специальное постановление по этому вопросу?

- Основная проблема, касающаяся защиты добросовестного приобретателя, была решена еще в 1998 году постановлением пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) «О некоторых вопросах практики разрешения вещных споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», где было сказано, что если собственником заявлен иск о признании недействительной сделки купли-продажи и возврате имущества, переданного покупателю, и при разрешении данного спора будет установлено, что покупатель отвечает требованиям, предъявляемым к добросовестному приобретателю, в удовлетворении исковых требований о возврате имущества должно быть отказано (п. 25). Арбитражные суды заняли эту позицию, но суды общей юрисдикции продолжали свою практику по изъятию объектов недвижимости по недействительным сделкам. После чего возникло известное постановление Конституционного суда от 21.04.2003 г. «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 ст. 167 ГК РФ», которое в целом одобрило нашу позицию. Именно тогда был разрешен принципиальный вопрос, но есть много частных аспектов. Мы сейчас анализируем нашу практику и готовим соответствующее постановление пленума, которое расставит все точки на «i». Один из злободневных вопросов: можно ли считать добросовестным приобретателя, который купил вещь по цепочке сделок по явно заниженной цене в течение короткого промежутка времени, и при этом не удалось установить, что он в сговоре с участниками сделки, которые нарушали закон. Как быть в этом случае? Мне кажется, что такой покупатель должен считаться добросовестным. Но сейчас, если не доказано, что он знал о первоначальном нарушении, получается, что он был добросовестным покупателем.

Данное постановление пленума позволит сократить количество подобных споров, потому что риски потерять средства в данном случае будут огромными.

- Когда его ждать?

- Этой осенью данный документ будет обсуждаться, к весне следующего года, я надеюсь, мы его утвердим.

- Сейчас много говорят о том, что арбитражные судьи наряду с юридическим образованием должны иметь еще и диплом экономического вуза. Насколько это необходимо?

- Формально такого требования нет. Но экономическое образование нужно для того, чтобы полноценно рассматривать наши дела, так как в наших судах при рассмотрении многих споров необходим анализ экономической ситуации. Это касается процессов по банкротству, налоговых споров и ряда гражданских дел. Ушли в прошлое дела, когда нарушались понятные всем нормы закона, которые было легко уяснить. Сейчас многие нарушения носят изощренный характер, недобросовестные предприниматели прикрываются внешне законными формами, и, конечно, чтобы определить сущность их действий, нужно понимать их экономическую природу. Так как обязательного требования об экономическом образовании нет, нужно проводить экономические семинары и тренинги для судей.

- Каким главным качеством должен обладать человек, чтобы стать судьей арбитражного суда?

- Я не говорю об официальных требованиях. Прежде всего он должен быть высокопрофессиональным юристом. Во-вторых, просто порядочным человеком. И в-третьих, желательно наличие экономических знаний.

Автор: Андрей Сухарьков Сергеевич