Терминалы останутся на своем месте

Хоронить киберкассы, к которым все привыкли, не стоит. Несмотря на появление в печати информации о том, что новые инструкции МВД сделают невозможной работу терминалов мгновенной оплаты телефонных и прочих услуг, сворачивать этот бизнес никто не собирается

20 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2245 от 20 нояб. 2007

Хоронить киберкассы, к которым все привыкли, не стоит. Несмотря на появление в печати информации о том, что новые инструкции МВД сделают невозможной работу терминалов мгновенной оплаты телефонных и прочих услуг, сворачивать этот бизнес никто не собирается. Максимум, что может случиться, – увеличится комиссия за пользование терминалами.

Напомним, шумиха поднялась из-за неких инструкций МВД России, согласно которым любая компания по приему платежей должна работать по полноценному договору с банком. Кроме того, каждый терминал должен быть зарегистрирован по месту установки, и при нем должен присутствовать сотрудник компании. Однако вступившие в силу поправки к законам «О банках и банковской деятельности» и «О правах потребителей» и разъясняющее указание Центробанка говорят о том, что оплату услуг в пользу третьих лиц, в том числе и операторов связи, могут принимать лишь кредитные организации или юридические лица, подписавшие агентский договор с кредитной организацией. Как, в принципе, и работают приморские операторы по приему платежей, используя банки как посредников. Но, в общем, суть такова: вопрос о том, законна ли работа без соглашения с кредитной организацией, решают уже правоохранительные органы.

К слову, в пресс-службе УВД по Приморскому краю ответили, что комментария по этому поводу не будет, так как никаких инструкций МВД на Приморье еще не спускало. А значит, демонтировать терминалы никто не будет. Сами участники рынка тоже не уверены, что вышестоящие инстанции сказали свое слово раз и навсегда.

– Что касается инструкции МВД – это бред, – прокомментировал «В» ситуацию генеральный директор компании, работающей под торговой маркой «КиберКасса», Константин ГРЯЗНОВ. – Пока это все официально не оформлено. Но если будет – это окажется бредом втройне. Данные пункты невозможно не нарушать. Их цель – убить схему работы по агентскому договору. Сейчас никто, кроме банков, не может заключать прямые договоры с получателями платежей. И я понимаю желание банков запретить агентские договоры и повернуть крупные денежные потоки, которые фигурируют в нашем бизнесе, к себе. Ведь они проморгали появление терминального бизнеса, который предлагает более удобную услугу – автоматическую оплату.

По словам Константина Грязнова, это попытка если не задушить бизнес, то просто залезть в карман. Ведь банки сами не справятся с потоком клиентов, если терминалы самообслуживания исчезнут. Но в итоге все может кончиться повышением размера комиссии, взимаемой с каждого пользователя терминалом за его услуги. Расходы-то оператора из-за всех этих пертурбаций могут возрасти. И работать за 5-6 процентов с каждого платежа будет невыгодно.

Другой участник рынка настроен менее пессимистично.

– Мы являемся дилерами всероссийской системы «Киберплат», у которой, в свою очередь, есть тот самый нужный договор с банками, – отметил руководитель направления платежных терминалов компании «СемьСот» Александр КАЧАНОВ. – Единственный момент, который предусмотрен всеми новыми постановлениями, – требование вставить в аппараты фискальную память, подобие чипа, для отчета перед налоговой службой. Причем не думаю, что это отразится на потребителе. Ведь если комиссия увеличится, клиентов у наших терминалов станет меньше. А это тоже невыгодно.

Сейчас судьба киберкасс зависит от депутатов Госдумы, которые намерены вновь легализовать работу операторов без прямого участия банков. А рабочая группа министерства связи и информатизации, Федеральной антимонопольной службы, Госдумы и Минфина с участием Банка России должна пересмотреть законодательство и упразднить применение термина «банковская операция» по отношению к платежам за такую услугу либо позволит появиться другим вариантам. Речь может пойти о совершенствовании системы защиты прав потребителей.

Автор: Вера Конюхова Александровна