Новая эра: пятилетку – в четыре года
В октябре 2007 года президент РФ подписал закон, который меняет систему высшего образования самым серьезным образом. С 1 сентября 2009 года студенты будут учиться либо четыре года, получая в итоге диплом бакалавра, либо шесть лет, выходя в жизнь со степен
В октябре 2007 года президент РФ подписал закон, который меняет систему высшего образования самым серьезным образом. С 1 сентября 2009 года студенты будут учиться либо четыре года, получая в итоге диплом бакалавра, либо шесть лет, выходя в жизнь со степенью магистра. И никаких вам специалистов! По стране останутся лишь считанные единицы специальностей «особого назначения», по которым студенты будут учиться традиционные пять лет. Причем перечень таких специальностей будет утверждаться отдельным решением правительства. Перечень пока в стадии разработки, но, по предварительным данным, в него войдут специальности, связанные с безопасностью, космическими или оборонными технологиями, и некоторые другие.
~~Справка «В»
Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» предусматривает введение в РФ следующих уровней высшего профессионального образования:
- первый уровень - бакалавриат, срок обучения - 4 года;
- второй уровень - магистратура, срок обучения 2 года или подготовка специалиста - не менее 5 лет.
Каждый из уровней рассматривается в качестве самостоятельного образовательного уровня высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, вступительными экзаменами, итоговой аттестацией.
Прием на обучение в магистратуру установлен для лиц, успешно завершивших обучение по программам бакалавриата.
Доступ в аспирантуру получают только лица, имеющие квалификацию (степень) «магистр» или квалификацию «специалист».~~
Разработчики закона предполагают, что первый уровень (бакалавриат) подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.).
А в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность.
Эксперты из рядов профессионального вузовского сообщества оценивают переход к новой системе по-разному. Конечно, система бакалавриата-магистратуры давно и успешно развивается в России наряду со специалитетом – с тех пор, как страна подписала Болонскую декларацию. Тем не менее специалисты готовы спорить с таким радикальным решением практически извести традиционных специалистов как класс, критически оценивают неуважение к традиционной российской системе образования. Другие поддерживают разумный переход к системе, которая неплохо зарекомендовала себя в развитых странах.
Не менее любопытно мнение главных потребителей кадров – работодателей. Признаться, в основном представители предприятий пока вообще не в курсе, что скоро к ним массово придут люди, по старым меркам как бы недоучившиеся. Тем более что в трудовом законодательстве пока нет такой категории, как бакалавр (да и магистр), потому законопослушный кадровик до сих пор взирает на таковых с недоверием. Но в одной из крупных владивостокских компаний, связанных с производством и торговлей, в отделе по персоналу сказали: для нас неважно, четыре года учился менеджер или пять, бывает и после пяти лет вуза приходит и трех слов связать не может. Все зависит от способностей, от того, как студент впитывает знания, как умеет разговаривать с клиентами. И еще, по опыту, нередко зависит от того, в каком вузе учился той или иной специальности, мы даже знаем, какие кафедры дают качественные знания в конкретных областях.
Итак, совсем скоро по стране массово зашагают бакалавры. Как это повлияет на экономику и другие сферы жизни? Об этом размышляют эксперты.
~~Мнение практика. Опыт важнее строчек в дипломе
Марина ТИМОШЕНКО, директор по рекрутменту агентства по подбору персонала «Карьера-Форум»:
- Пока работодатели единственным подтверждением высшего образования считают диплом специалиста. Потому и выпускники, получив диплом бакалавра, предпочитают подстраховаться - продолжают обучение и получают диплом специалиста. Трудно прогнозировать, как отреагируют работодатели на то, что на рынок труда массово выйдут бакалавры с четырехлетним образованием.
Но, на мой субъективный взгляд, не велика разница, сколько учился выпускник - четыре года или пять лет. В любом случае работодатель чаще всего ищет работника с опытом работы, с серьезным набором личных качеств и способностей. Практика показывает: даже пятилетний срок обучения все равно дает лишь теоретическую подготовку, мало связанную с практикой. Ищут такие молодые специалисты с завышенными амбициями работу, проходят не одно собеседование, тестирование в разных компаниях, прежде чем понимают: начинать придется с «подмастерьев», с низших позиций, постепенно приобретая опыт и углубляя знания. Так что если рассматривать введение двухуровневой системы с таких позиций - «все равно начинать с нуля и доучиваться», - то четырехлетний бакалавриат вполне логичен, он дает ту же теоретическую базу, к которой придется всерьез добавлять множество навыков.
Магистры сейчас особым преимуществом у работодателя также не пользуются. Видимо, в перспективе им придется искать свое место на рынке труда.~~
Автор: Марина Ивлева Сергеевна