Может ли залив Петра Великого повторить трагедию Азова?
Трагедия в Азовском море с кораблекрушением десятка сухогрузов и нефтеналивных судов, с гибелью людей, с экологическими проблемами прибрежных акваторий и сотен километров береговой линии встревожила Приморье. Ведь в заливе Петра Великого судоходство не м
Трагедия в Азовском море с кораблекрушением десятка сухогрузов и нефтеналивных судов, с гибелью людей, с экологическими проблемами прибрежных акваторий и сотен километров береговой линии встревожила Приморье. Ведь в заливе Петра Великого судоходство не менее насыщенное и сложное, чем в Азово-Черноморском бассейне, да и штормы у нас не слабые. Рассказать о готовности местных служб к чрезвычайным происшествиям на море и у берега корреспондент «В» попросил капитана морского порта Владивостока Анатолия СИДОРЕНКО, одного из лучших в России специалистов по безопасности мореплавания.
- Проводить параллели между нашими бассейнами крайне сложно. Хотя и на Дальнем Востоке встречаются подобные случаи при подобных погодных условиях. Чтобы обезопасить судно в море, капитан должен заниматься профилактикой. В свое время, когда я еще водил теплоходы, то в штурманской тетради записал следующее выражение: «Настоящий судоводитель тот, который благодаря отличному вниманию избегает ситуаций, требующих отличного умения». Большинство последних аварий связано с попаданием судов в сложные гидрометеорологические условия. Экипажу приходится бороться со стихией. Иногда удачно, иногда нет. А кто не лезет в экстремальные ситуации, тому и не надо бороться за живучесть.
В настоящее время достаточно информации. Постоянно поступают карты погоды. В администрации капитана порта целая служба анализирует погодные условия и дает рекомендации на флот. Особенно это касается маломерных судов. И чаще всего подобная практика дает позитивные результаты. В первую очередь это относится к судам, груженным лесом или металлом, то есть тем, где может произойти смещение груза во время рейса. Переждать непогоду проще.
Принятие окончательного решения по движению в компетенции капитана. К сожалению, он зачастую находится под прессом судовладельца. А теми движет коммерческий интерес. Вот вам примеры, когда экономятся тысячи и теряются миллионы. Вспомните: танкер «Механик Руденко», шедший из Владивостока в рейс с сокращенным экипажем, вылетел на камни мыса Басаргина. Вот и «экономия».
В прибрежных акваториях наибольшие проблемы доставляют маломерный флот, самоходные баржи, небольшие танкеры-заправщики. Особенно в осенне-зимний период. Вот сейчас вышел федеральный закон «О морских портах РФ», по которому капитаны портов получают право отслеживать все суда, включая рыбацкие и ведомственные. Надеемся, теперь будет больше порядка, никаких «пиратских» передвижений не будет. Хотя предупредительная работа и сейчас ведется постоянно. Только что завершена проверка 40 нефтеналивных судов, работающих на акватории порта. Судовладельцам будет поставлено условие об увеличении экипажа для морских переходов до нормы, о приведении в соответствие с международными нормами радиосвязи и т. д.
Наша служба, Центр управления движения судов, Владивостокский спасательно-координационный центр конечно же готовы к чрезвычайным ситуациям. Ежегодно заключаются договоры об аварийно-спасательной готовности с ДВ БАСУ Министерства транспорта РФ, по которому в состоянии оперативной готовности всегда находится буксир-спасатель на случай ЧС в открытом море. В порту имеется соглашение с ЗАО «Портовый флот». Поэтому всегда на дежурстве находится буксир-спасатель «Богатырь» или «Могучий». Они имеют средства пожаротушения с пеной до 3 тонн, насосы для откатки воды и другое спасательное оборудование. И проявили себя очень хорошо при тушении пожаров в трюмах на судах, доставляющих в Россию иномарки, при спасении с льдин рыбаков-любителей. Во Владивостоке также поддерживаются тесные контакты с подразделениями МЧС и противопожарной службы.
Но лучше бы не доводить дело до спасения судов и экипажей.
Автор: Николай Кутенких Николаевич