Трубы до саммита доведут. Кто решится инвестировать в коммуналку?

Не первый год говорится о том, что инженерные сети Владивостока - тепло- и электрокоммуникации, канализация - крайне изношены, причем изношенность составляет куда больше 50 процентов. Уже сейчас подключение к этим сетям невозможно. То есть о точечной заст

13 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2241 от 13 нояб. 2007
34b22df36c8293ce120fc56d7fdf0be5.jpg

Не первый год говорится о том, что инженерные сети Владивостока - тепло- и электрокоммуникации, канализация - крайне изношены, причем изношенность составляет куда больше 50 процентов. Уже сейчас подключение к этим сетям невозможно. То есть о точечной застройке не может быть и речи. О комплексной - тем более, так как это потребует и комплексного проведения новых коммуникаций.

Поэтому администрация Владивостока сейчас потихоньку работает над одним важным для краевой столицы документом - инвестиционной программой, которая касается модернизации и создания новой коммунальной системы. Хотя о возможностях муниципалитетов в части создания и внедрения этой инвестиционной программы говорится в федеральном законе №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», принятом еще 30 декабря 2004 года. Оно и понятно, почему так задержались с созданием программы, тогда ведь Владивосток не претендовал на звание столицы саммита АТЭС…

Меж тем за время постперестроечного лихолетья коммунальная сфера не только Владивостока и приморских городов и сел, но и в России в целом превратилась просто в развалюху. Поэтому вода из-под крана - желтого цвета, город страдает отключениями то воды, то света, специалисты говорят о том, что значительная часть тепла, которое «гонят» по трубам, остается в земле. Коммунальная инфраструктура остро нуждается в модернизации, и для этого нужны решительные меры. И средства.

По словам начальника отдела по тарифному регулированию администрации г. Владивостока Евгении МАЙОРОВОЙ, инвестиционная программа Владивостока - достаточно объемный документ, который разрабатывается руководителями предприятий коммунального комплекса на основе упомянутого закона. В инвестиционной программе прописаны те мероприятия, которые необходимо провести во Владивостоке. В первую очередь необходима модернизация инженерной инфраструктуры. Так как в существующих объектах недвижимости процент изношенности сетей очень высокий, необходимо производить замену оборудования и коммуникаций.

Другое направление - это обеспечение инженерными сетями новых земельных участков. Оказывается, во Владивостоке есть территории, которые можно было бы использовать под жилую комплексную застройку, и инвестиционная программа предусматривает прокладку новых коммуникаций именно к этим местам.

- Конечно, в единственном лице такую инвестиционную программу финансово никто не сможет потянуть, - говорит Евгения Майорова. - В 210-м законе прописана процедура финансирования программы, которая может состоять из трех составляющих.

Итак, первая составляющая - это инвестиционная надбавка. Она предусмотрена для мероприятий по модернизации существующих сетей. Средства на модернизацию получают за счет этой инвестиционной надбавки, которая, в свою очередь, закладывается в коммунальные тарифы для потребителей, то есть граждан и предприятий. Ибо, как предполагают законодатели, именно потребители заинтересованы в модернизации сетей. Но есть одно но. Законом же утверждены максимальные тарифы на коммунальные услуги, превышать которые нельзя, и обычно предприятия коммунальной сферы устанавливают эти максимальные значения тарифов. Поэтому нет такого коридора между реальной ставкой тарифа и его максимальным значением, чтобы ввести инвестиционную надбавку для модернизации коммунальной инфраструктуры.

Другое ограничение инвестиционной надбавки - это нежелание вводить ее думой города.

- Депутаты - это те же жители города, которые не хотят - некоторые, правда, из политических соображений - принимать такое дополнительное обременение для горожан, - комментирует Евгения Майорова. - Поэтому вопрос принятия инвестиционной надбавки - очень сложный. На заседании думы 4 октября, когда рассматривались вопросы инвестиционной программы, в целом она была принята, вопрос же инвестиционных надбавок был отложен.

Второй возможный источник финансирования - это плата за подключение. Это значит, что обеспечение земельных участков новой инженерной инфраструктурой должно осуществляться за счет платы за подключение. Ее размер рассчитывается как часть от полной инвестиционной программы, где учтены мероприятия по подводу коммуникаций к данному участку. Плату за подключение осуществляет застройщик.

Последний источник финансирования, за счет которого, кстати, может в том числе осуществляться и модернизация, - это бюджеты всех уровней. В этом плане можно говорить и о выделении средств в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Конечно, в теории все источники финансирования должны работать в комплексе.

По словам Евгении Майоровой, для своих коммунальных целей Владивосток получит средства и из федерального бюджета в связи с проведением саммита АТЭС. Благодаря этому событию, по мнению чиновницы, возобновит работу Пушкинская депрессия, появятся очистные сооружения, будет построена ТЭЦ-3, проведут модернизацию ряда электроподстанций.

Так когда же ожидать обновления? Как пояснила Евгения Майорова, существующая инвестиционная программа на самом деле готова только отчасти. Ее подготовка началась с раздачи технических заданий коммунальным структурам. В них были обозначены 147 земельных участков, на которых возможны жилая застройка с необходимой инфраструктурой, а также объекты точечной застройки. Конечно, предполагалась работа данных предприятий с генпланом. Однако он до сих пор не утвержден, поэтому в техзадании не могли официально сослаться на этот документ. Рассматривались те участки, которые сейчас находятся в ведении военных или лесничества, но планируется их выведение из-под этого обременения и освоение под жилую застройку.

Итак, свои мероприятия предложили Тепловые сети Владивостока, Владивостокское предприятие электрических сетей, владивостокский и приморский Водоканалы. Еще два предприятия не сделали эту работу - это Дальневосточная генерирующая компания и Дальневосточная распределительная сетевая компания.

Когда хотя бы по предварительным данным можно будет ожидать реализации этой инвестиционной программы, Евгения Майорова предположить не рискнула. Администрация ожидает выполнения работ ДГК и ДРСК. Также неизвестно, как будет действовать новая Дума Владивостока, которая начнет работу в декабре.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна