«Заточка» под корпорацию. Зачем сотрудникам прививать культуру?

На работу можно прийти с кошечкой или собачкой… Документы под грифом «для служебного пользования» обильно сдобрены крепким словцом русского арго… К коллегам младшего возраста вы обязаны обращаться по имени-отчеству и на «вы»… Все это - элементы корпоратив

9 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2240 от 9 нояб. 2007

На работу можно прийти с кошечкой или собачкой… Документы под грифом «для служебного пользования» обильно сдобрены крепким словцом русского арго… К коллегам младшего возраста вы обязаны обращаться по имени-отчеству и на «вы»… Все это - элементы корпоративной культуры, которые, кстати, реально существуют в приморской действительности.

Так что же такое корпоративная культура - явление, пришедшее и навязанное нам Западом, или видоизмененные коллективно-производственные отношения советской эпохи?

Равнение на компанию

Такое чувство, что сегодня без корпоративной культуры просто никуда. Если руководители малых предприятий и слышали о таком явлении, то вряд ли стимулируют его особое развитие и направление - оно складывается само собой, то в каждой более-менее крупной компании с гордостью рассказывают о достижениях в корпоративной культуре. Четкого определения, что есть это понятие, нет, и поэтому каждая компания формулирует его для себя сама в зависимости от специфики деятельности.

- Корпоративная культура начинается прежде всего с обстановки внутри компании: с культуры взаимоотношений персонала разных уровней между собой и с руководством, с уважительного отношения начальников к своим подчиненным, с признания компанией их заслуг и поощрения за достижения, - дает свое определение Наталья Добрынина, начальник службы информационно-аналитического обеспечения Приморского филиала ОАО «Дальсвязь». - Нельзя принимать за корпоративную культуру только набор неких внешних признаков, таких как форма одежды, традиции компании и тому подобное.

- Корпоративная культура - это важнейшие положения деятельности компании, которые разделяют сотрудники, - говорит директор по работе с людьми дальневосточного филиала компании «Евросеть» Анна Климанова. - Корпоративная культура позволяет нацелить каждого сотрудника на достижение целей компании «Евросеть», раскрыть и задействовать весь потенциал человека.

- Корпоративная культура - сложное понятие, отражающее все грани жизни компании, - говорит вице-президент компании «Кредитный остров» Ольга Масичкова. - Это нормы поведения, культура общения - личного, по телефону, между сотрудниками, с клиентами, с партнерами, с другими компаниями и так далее. Это стандарты и правила для внешнего вида, обучения, мотивации, поощрения и наказания. Это свод писаных и неписаных правил субординации, нацеленных на то, чтобы коллективу было комфортно, чтобы все процессы в компании были «заточены» под одну цель. Корпоративная культура - это, выражаясь метафорически, клей, который склеивает, и масло, которое смягчает. Она необходима, потому что внутреннее единство в современной компании и есть основа ее успеха.

Лицом не вышел?

И все-таки объяснить на словах, каким хотят видеть потенциального сотрудника на том или ином предприятии, достаточно сложно. Вам могут отказать в трудоустройстве из-за формальной мелочи, а на самом деле просто работники кадрового отдела посчитали вас «некорпоративным». Стрижка у вас не та или осанка неподходящая - кто его знает. Поэтому, конечно, если компания серьезная и вы заинтересованы в работе в ней, то стоит попытаться соответствовать ее корпоративному духу. А если не получается, то может, и не стоит пытаться? Ведь вам наверняка будет некомфортно там работать, если внутренние правила и стандарты поведения коллег противоречат вашей натуре.

Екатерина Лоншакова, бренд-менеджер международного кадрового агентства Kelly Services:

- При подборе персонала мы просим наших клиентов подробно описать одного из самых успешных сотрудников компании. Это делается для того, чтобы подбирать кандидатов соответствующего «типажа», которые наилучшим образом вписались бы в коллектив, разделяли бы ценности компании и не противопоставляли бы собственные интересы интересам работодателя. Если компания требует от сотрудника не типичного для него поведения, то работник тратит большие душевные силы на постоянную борьбу с собой. Перевоспитать взрослого человека невозможно.

Сотрудники прежде всего стремятся достичь своих собственных целей: повысить профессионализм, добиться карьерного роста, улучшить материальное положение и тому подобное. Это объективная реальность, и задача руководителей - найти точки соприкосновения интересов работников и организации. Так, HR-департаменты (по подбору персонала. - Прим. авт.) в западных компаниях тратят много времени на создание и поддержание у сотрудников положительного имиджа компании.

Большие западные корпорации любят ответственных и высокоорганизованных сотрудников: здесь часто применяется стиль работы home-office, когда сотрудник вправе работать дома и появляться в офисе только на общих собраниях. В компаниях нефтегазовой отрасли существует культ безопасности, когда даже в свободное время сотрудник должен обязательно пользоваться ремнями безопасности в машине, надевать зимой специальные цепи на обувь и держаться за перила. А, например, очень демократичная компания Google разрешает своим сотрудникам брать на работу домашних животных.

Однако не каждый человек способен привыкнуть, например, к культуре американской компании. Поэтому не всегда можно сказать, кто лучший работодатель - западный или российский.

Чтоб костюмчик сидел…

И все-таки для многих сотрудников (особенно занимающих низкие позиции) показателем наличия корпоративной культуры являются стиль одежды работников компании и корпоративное свободное времяпрепровождение. И это действительно первые выявляющие признаки, хотя и вторичные.

Вот в «Евросети» дресс-кода нет, компания даже выпустила специальную серию футболок, подтверждающих это, с надписью «Undress Code». Единственное требование для менеджеров салонов - желтый верх. А вообще для компании главное, чтобы человеку было удобно работать.

Менеджеры «Кредитного острова», работающие на точках продаж в торговых сетях, в обязательном порядке должны надевать оранжевые жилеты. Офисные сотрудники жилеты носить не обязаны. Но принятая в компании культура, тем не менее, регламентирует деловой стиль, независимо от того, какую должность сотрудник занимает.

Сотрудники «Дальсвязи» обязаны соблюдать деловой стиль в одежде, соответствующий имиджу компании. Для отдельных категорий персонала обязательна фирменная рабочая одежда. Пятница объявляется днем неформальной одежды, когда сотрудники могут одеться по своему усмотрению, однако при этом соблюдая основные требования к внешнему виду.

Что касается корпоративного отдыха, то все руководители, которые нацелены на бурную деятельность компании и ее успех, говорят о том, что общение коллег вне производственного процесса очень важно. Основными корпоративными праздниками являются, несомненно, Новый год и день рождения компании. Если есть соответствующий отраслевой праздник, то с корпоративным размахом отмечается и он. В большей степени во время совместного отдыха, по мнению руководителей, развивается дух коллективизма.

Если дух коллективизма вполне развит, то можно формировать и дух соревновательности. Для этого проводятся внутрифирменные конкурсы и соревнования - командные и личные. Например, в компании «Евросеть» лучшие продавцы могут выиграть и турпутевку, и бытовую технику, и автомобиль, и даже квадратные метры в своей будущей квартире. Но предусмотрено и нематериальное наказание. Так, сотрудники салона, показавшие худшие результаты работы за месяц, в сентябре получили корзину лимонов. Еще не было случая, по словам Анны Климановой, чтобы кто-либо получил этот «приз» повторно.

~~Кто должен формировать корпоративную культуру?
Ольга Масичкова, «Кредитный остров»:
- В «Кредитном острове» корпоративная культура возникла как отражение мировосприятия людей, основавших компанию, их понимания того, каким должно быть предприятие. В основу легли миссия компании, ее цели и ценности. И в дальнейшем она не видоизменялась, а скорее развивалась.

Каждый из работников является носителем корпоративной культуры «Кредитного острова». И поддерживать ее должны все, от руководителя до стажера. Нельзя сказать, что, например, вице-президент обязан поддерживать корпоративную культуру больше, чем рядовой менеджер. Стандарты поведения в компании прописаны в нашем внутрикорпоративном кодексе, новым сотрудникам рассказывается, какие правила поведения у нас приняты, а что неприемлемо. Человек сразу на себя примеряет, готов он соблюдать такие нормы или нет.

Анна Климанова, «Евросеть»:
- Главе компании принадлежит определяющая роль в формировании корпоративной культуры: формулировании основных принципов, особенностей работы в компании. Отдел по работе с людьми (мы не используем слово персонал, у нас работают люди) – это связующее звено между руководством и сотрудниками, которое внедряет и поддерживает корпоративную культуру в компании.

Например, на этапе адаптации новых сотрудников у нас проводится специальный вводный курс, на котором тренинг-менеджеры знакомят с ценностями компании «Евросеть», ее структурой, принципами внутреннего устройства, возможностями для развития и карьерного роста. Кроме того, отдел по работе с людьми занимается подготовкой корпоративных мероприятий, мотивацией и обучением. Для нас важно, чтобы каждый ощущал себя частью большого дружного коллектива.

Корпоративная культура у нас корректируется и воплощается уже самими сотрудниками. При этом каждый может внести свои предложения. Мы очень внимательно прислушиваемся к мнению людей. Так, недавно мы проводили специальный опрос на нашем внутреннем портале, в ходе которого каждый мог написать, что бы он хотел изменить в компании. Также хочется отметить, что в нашей компании при возникновении спорных вопросов со своим прямым руководителем сотрудник всегда может связаться с вышестоящим руководством, телефоны вице-президентов, президента и даже председателя совета директоров компании доступны для каждого сотрудника.~~

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна