Красно-черный день. О революции у каждого свое мнение

Однажды пожилая женщина сказала мне: «Если бы не революция, я бы была батрачкой, как моя бабушка». Ей повезло – она стала профессором, доктором медицинских наук. Поэтому меня не удивляет, что, согласно социологическим исследованиям, треть россиян считает,

9 нояб. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2240 от 9 нояб. 2007
7d2c8456bdff2cb95ac3bfcefc6e6e07.jpg


Однажды пожилая женщина сказала мне: «Если бы не революция, я бы была батрачкой, как моя бабушка». Ей повезло – она стала профессором, доктором медицинских наук. Поэтому меня не удивляет, что, согласно социологическим исследованиям, треть россиян считает, что Октябрьская революция дала толчок социальному развитию страны, и еще более 20 процентов полагает, что она открыла новую эру в истории. Однако для остальных это был лишь переворот, ставший скорее катастрофой, затормозившей нашу жизнь.

Точно так же бытуют противоположные мнения о вожде пролетариата. Одни называют его гением, другие - извергом, погубившим цвет нации. Соответственно, и отношение к 7 Ноября разнится. Известный музыкант Левон Оганезов сказал по этому поводу: «Родители моей жены отмечали этот праздник, потому что у нее папа был военным и чтил память революции. Мой же папа называл этот день переворотом и никогда его не отмечал». Не менее известная писательница Виктория Токарева: «Я этот праздник уже забыла, но помню, что не испытывала к нему никакого уважения. Помню только, что 7 ноября были демонстрации и песни». Ну и еще одно мнение, народного артиста России Михаила Державина: «С этим праздником вообще какая-то странная история: победили в октябре, но праздновали 7 ноября. Теперь перенесли на четвертое. Праздник уже другой - какой-то плавающий. Как-то до сих пор непривычно, что 7 ноября теперь не выходной, ведь это уже в генах сидит».

И в самом деле - в генах. И у старшего поколения, и у среднего, малыши только понятия не имеют о грандиозном событии. Причем о грандиозности говорю совершенно серьезно, ведь наша революция в свое время буквально взорвала мир.

Мы, россияне, народ достаточно странный, любим все до основания разрушать, а потом что-то новое и непонятное возрождать. Придумали новый праздник - 4 Ноября, обозвав его Днем народного единства. При этом в 2005 году националисты единство оценили как освобождение от «чужаков» и вышли на демонстрацию под лозунгом «Россия для русских!». Уничтожив старый понятный праздник, правительство пособило молодым агрессорам и унизило стариков.

Наверное, больше нигде в мире так активно не уничтожается память о прошлом, как в нашей стране. Памятников Ленину, конечно, было многовато. Об изваяниях Сталина и говорить не приходится. Старшее поколение, думаю, хорошо помнит громадный монумент, возвышавшийся в кинотеатре «Родина» во Владивостоке, у ног которого принимали юную поросль в пионеры. Убрали этого монстра - не жалко. Но стоило ли все под корень вырубать? Осталась у народа тоска - стали ваять каких-то уродцев, отдаленно напоминающих дедушку Ленина. Один из таких с облупленным носом стоит, к примеру, у кафе по находкинской трассе. При этом не просто памятники уничтожили, а саму историю, школьники нынче с трудом могут объяснить, что за смута в 17-м произошла и кто кому тогда другом был, а кто - врагом. Давайте тогда все забудем - чудом выжившую интеллигенцию, вынужденную скрывать свое дворянское происхождение, умирающих от голода детей, их матерей, посаженных «за колоски», исковерканную душу Павлика Морозова, ГУЛАГ… Все тут друг за друга цепляется. К слову, в этой цепочке стоит и разделение Русской церкви, когда патриарх России Тихон разрешил отдельное существование зарубежной церкви до тех пор, пока церковь в России не избавится от «безбожной власти». Все это ни к чему хорошему привести не могло. Однако было и другое - то, что заставляло учащенно (от радости) биться сердце, от чего загорались глаза.

Можно, безусловно, с усмешкой пересказывать «Как закалялась сталь», а можно увидеть в этом романе подвиг. Пусть идеология, пусть зомбирование, но ведь и преодоление, умение возвыситься над рутиной, болью и страхом. Наверное, совсем молодым не понять, что творилось в душах комсомольцев, собиравшихся на свои съезды. С нынешних позиций смешно, похоже на чучхе, но ведь под комсомольскими знаменами по-настоящему большие дела вершились - и Комсомольск-на-Амуре построили, и целину осваивали. А пионеры? Разве организация не учила их быть добрыми и честными? За рубежом скауты никуда не делись, а наш аналог - пионерия - приказал долго жить. Только потому, что пионеры и комсомольцы - дети революции?

Вот и получается, что по-настоящему объективного взгляда на события 1917 года не было и нет. «Для тех, кто в 17-м вылез из грязи и из землянок, кто получил работу, поднял свой социальный статус, для них это было замечательным событием, - говорит директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров. - А для российской цивилизации в целом, для российского общества это была катастрофа». Если бы это было иначе, возможно, не распался бы Советский Союз.

90 лет прошло с того памятного события. Но до сих пор сталкиваются мнения - на благо или во вред все было? Старшее поколение склонно идеализировать революцию, что вполне понятно, ведь именно она породила «социальную справедливость». И ведь никуда не денешься - на самом деле квартиры бесплатно давали, учиться и лечиться можно было, не платя свои кровные, дети кружки и спортивные секции посещали. С другой стороны, новое радикальное поколение готово прошлое вымазать только черной краской. Довелось мне как-то за рубежом побывать в гостях у выходца из Владивостока, молодого талантливого ученого. Он привез в чужую страну бюстик Ленина и постоянно показывал его своей маленькой дочери: «Смотри на этого лысого и помни, что именно из-за него мне пришлось с родиной расстаться».

Получается, правы некоторые историки, убежденные в отсутствии объективных оценок. «Это была борьба паралитиков (временное правительство) и параноиков (большевики)», - говорят они. И тем не менее, несмотря на разные мнения, все сходятся в одном: октябрь 1917 года изменил страну до неузнаваемости. Так стоило ли отменять эту дату? Пусть это был самый идеологизированный праздник, но люди поздравляли друг друга, посылали знакомым открытки, выходили на демонстрацию, а потом собирались большими компаниями за столом. Вот оно, единение. Нынче 4 ноября нет ничего, то есть, по сути, нет никакого праздника. И это вполне понятно, так как не существует главного - повода праздновать. Ведь это всего лишь день освобождения Москвы от иноземных захватчиков, а Москва отнюдь не вся Россия. Наверное, в том числе и поэтому многие россияне выступают против изменений в праздничном календаре.

7 Ноября страна отмечала с 20-х годов прошлого века, до 91-го он был главным государственным праздником СССР. Раз уж эта дата полностью изменила жизнь страны, то почему от нее отказываются? Такой вполне резонный вопрос задают наши соотечественники. Правда, главный раввин России Берл Лазар говорит: «Сегодня большинству людей в России понятно, что 7 ноября никак не вызывает праздничных чувств». Но, может быть, он ошибается?

Октябрьская революция пока еще живая история, и Ленин - не Тутанхамон, хотя тоже мумия. Пусть не те, кто участвовал в событиях 17-го, но их дети и внуки еще живы. Перечеркивая эту дату, превращая праздник, пусть спорный, в траурный день, мы режем по живому, с ножом кидаемся на тех, кто ни в чем не виноват, кто благодаря революции не стал «батраком» и сумел многое сделать для своей страны. На мой взгляд, нужно стать просто терпимее друг к другу - пусть дата в календаре остается, а уж как к ней относиться, «по-черному или по-красному», каждый решит самостоятельно.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна