Госдума приняла поправки по Северному завозу
Созданная по инициативе Владимира Пехтина программа оптимизации Северного завоза нашла поддержку в Государственной думе. Одно из основных ее положений на днях было закреплено законодательно.
Созданная по инициативе Владимира Пехтина программа оптимизации Северного завоза нашла поддержку в Государственной думе. Одно из основных ее положений на днях было закреплено законодательно. В главу 11 федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» добавлена статья 82 «Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)». Она закрепляет полномочия по организации поставок жизненно важных грузов в этих регионах за администрациями субъектов Федерации, а не за отдельными муниципальными образованиями, как предполагала прежняя норма.
Внесение этой поправки было предложено более года назад, когда на рассмотрение в Государственную думу поступила программа создания сезонных запасов топлива для нужд энергоснабжающих организаций субъектов Федерации, находящихся в районах с ограниченной навигацией». Эта программа была разработана по инициативе вице-спикера Госдумы Владимира Пехтина межрегиональной рабочей группой, в которую вошли представители законодательной и исполнительной власти дальневосточных регионов, муниципалитетов, а также предприятий энергетической отрасли и компаний-операторов Северного завоза. Программа направлена на обеспечение бесперебойных поставок энергоресурсов в районы с ограниченным сроком навигации путем оптимизации логистики Северного завоза и совершенствования законодательной базы.
«До введения этой поправки каждое муниципальное образование самостоятельно объявляло тендеры на поставку топлива для ЖКХ и других жизненно важных грузов, и местные бюджеты несли ответственность за финансирование этих поставок. Одним из пунктов нашей программы было делегировать полномочия по обеспечению Северного завоза на уровень субъектов Федерации, что позволяет проводить единый тендер для всех муниципальных образований региона, укрупнить заказ и тем самым удешевить логистику, а стало быть, и конечную стоимость продукта. А ведь это возможность снижения энерготарифа для конечного потребителя. Кроме того, подобная схема централизованных поставок существенно снижает риски срыва завоза в каждый отдельный населенный пункт, а такие случаи нередки в северных регионах, когда муниципальные власти просто не справлялись с задачей организации Северного завоза в условиях дефицита бюджета, что приводило к энергетическим кризисам», - говорит один из разработчиков программы Игорь Польченко.
Программа впервые была представлена на «Круглом столе» по вопросам энергетической безопасности, который прошел под руководством Владимира Пехтина в г. Магадане летом 2006 года. Она нашла поддержку у администрации Магаданской области и Совета глав муниципальных образований. Поддержала предложенную концепцию и камчатская администрация. Много внимания было уделено вопросам Северного завоза на конференции Международной ассоциации столиц и крупных городов, прошедшей в августе в Магадане и Петропавловсе-Камчатском. Многие положения программы уже успешно реализуются на Колыме. И этот факт, безусловно, сыграл свою роль, когда в российском парламенте решалась судьба поправки в федеральный закон.
Для северных регионов Дальнего Востока, которые зависят от навигационного завоза грузов, введение новой нормы закона стало долгожданным решением одной из острейших проблем этих территорий – проблемы топливной безопасности. Это первый шаг в создании единой региональной системы, обеспечивающей бесперебойные поставки энергоресурсов и их доставку до каждого муниципального образования. Она построена с учетом специфики жизнедеятельности регионов: сложной логистики, особых климатических условий.
Автор: Владимир ПЕТРОВ