Директор – не потребитель бюджета. Он менеджер

С полным основанием могу сказать: на сегодня денег в системе образования достаточно, но весь вопрос в эффективном управлении финансовыми и кадровыми ресурсами. Механически требовать деньги - дайте нам! - и при этом не нести ответственности за мудрое их ис

30 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2234 от 30 окт. 2007

С полным основанием могу сказать: на сегодня денег в системе образования достаточно, но весь вопрос в эффективном управлении финансовыми и кадровыми ресурсами. Механически требовать деньги - дайте нам! - и при этом не нести ответственности за мудрое их использование - весьма спекулятивная позиция. И мы готовы научить руководителей образовательных учреждений грамотно и эффективно выстраивать систему такого управления, готовы консультировать, вместе решать возникшие проблемы. Директор школы сегодня - не просто потребитель бюджетных средств, но прежде всего менеджер.

Давайте попробуем разобраться.

В этом году в школах Приморья за парты село на 12 тыс. 680 ребят меньше, чем в прошлом. При таких демографических процессах разве может все оставаться «как было»? Приходится менять правила игры, пересматривать многие вещи, в том числе целесообразность содержания ряда специалистов за счет краевого бюджета.

Кто школе и детям необходим, без кого можно обойтись? Нужен ли педагог в группе продленного дня, если там два ребенка (а по норме надо 20)? Нужен ли целый зам. директора по административно-хозяйственной части, если в школе в штате хозяйственных работников две технички? По закону «Об образовании» (ст. 32), только руководитель образовательного учреждения вправе формировать штат - конечно, в соответствии с выделенными бюджетными средствами. Да, бюджет школы ограничен нормативами, его главная функция - обеспечение качественного образовательного процесса (прежде всего зарплата учителям и учебная база) и безопасности в учреждении. Но существует множество законных вариантов решать многие школьные проблемы. Например, закон не запрещает участвовать в финансировании школьных расходов муниципалитету. Почему бы при необходимости муниципалитету не взять на себя содержание социального педагога, психолога или логопеда? Или не создать педагогу из учреждения дополнительного образования условия для работы в школе? И десятки других вариантов. Да и сторож, кочегар может быть на местном содержании. А, к примеру, зам. директора по воспитательной работе в небольшой школе может исполнять обязанности социального педагога, и нужен ли еще по штатному расписанию психолог и вожатый - тоже решать руководителю.

К сожалению, само наличие краевых бюджетных ставок не решало проблему, например, дополнительного образования: ставки были, но нередко школы после двух часов дня были закрыты. Нужны кружки и секции, нужен психолог - директор вправе достаточно свободно регулировать штатное расписание, поощрять сотрудников, используя надтарифный фонд. Кстати, подавляющее большинство руководителей школ потихоньку учатся не просто тратить деньги, а управлять финансами. В таких школах до глубокого вечера работают кружки и секции, дети поют и пляшут, есть пришкольные сельхозугодья, мастерские, и средств хватает (хотя кому ж не хотелось бы больше!).

А цель приоритетного национального проекта - не решать хозяйственные проблемы школы, это обязанность местной власти. Гранты идут на укрепление учебной базы, на компьютеры и наглядные пособия нового поколения. Премии получают лучшие учителя - за творческий труд.

Важно понять: школа должна работать для ребенка. Ее миссия - не в обеспечении рабочими местами на селе. Не хватает средств? Давайте разбираться, на какие цели, где эти средства можно взять, как перераспределить имеющийся фонд. И верное решение всегда найдется.