Школьная арифметика: денег не хватает
Во многих школах края, особенно сельских, начало учебного года проходит в тревожной обстановке. Где-то начались задержки по выплате заработной платы, где-то в сентябре денег еще наскребли, а в октябре уже «сели на мель». Прокатилась волна сокращений завхо
Во многих школах края, особенно сельских, начало учебного года проходит в тревожной обстановке. Где-то начались задержки по выплате заработной платы, где-то в сентябре денег еще наскребли, а в октябре уже «сели на мель». Прокатилась волна сокращений завхозов, логопедов, педагогов дополнительного образования. Еще более остро, чем раньше, нависла угроза закрытия целого ряда малокомплектных сельских школ.
Одной из причин недофинансирования из краевого бюджета стал норматив наполняемости классов в школах сельской местности, который первоначально был определен в 20 учеников (для городской - 25 учеников). Исходя из этого и производился расчет краевых субвенций. Понятно, что в большинстве своем классы в селах не дотягивают до этого количества, а значит, школы недополучают средств. На сентябрьской сессии Законодательного собрания депутаты внесли изменения в краевой закон, регулирующий механизм расчета краевых субвенций для образовательных учреждений, и снизили норматив наполняемости класса-комплекта в сельской местности до 14 человек (правда, закон пока еще не подписан губернатором). Это снимет остроту проблемы, но все равно ее не решит.
- У нас в классах в среднем по 12 ребят, - рассказывает заместитель главы Шкотовского муниципального района Тамара ШЕСТОПАЛОВА. - А вот в Анисимовке, например, учится по 6-7 человек. Поскольку краевые субвенции рассчитывались исходя из нормативного финансирования, то уже за июль-август мы с трудом выплатили (только в начале сентября) заработную плату учителям. В ноябре-декабре средств тем более будет недостаточно.
Не многим лучше ситуация в Лазовском районе. Средняя наполняемость классов в селах тут тоже не вписывается даже в новую норму. К тому же ее предполагается вводить лишь с 1 января, а как прожить до нового года? Из 14 миллионов рублей (огромные деньги для сельского района!), которых не хватало для школ по первоначальным подсчетам, половина будет покрыта краевыми субвенциями благодаря внесенным поправкам в закон, но остальные все равно придется изыскивать в своем дотационном бюджете.
В Лесозаводском городском округе, где мы недавно побывали, та же проблема. По информации заместителя главы администрации округа Светланы ЛУКАШ, в среднем в классах сельских школ по 9 человек. Недостает 12 миллионов краевого финансирования, и стоит вопрос, где их взять.
Кого сокращают первым?Установлены и другие рамки, в которые надо втиснуться. Они касаются школьного персонала (помимо учителей). Рекомендации по оптимизации образовательного процесса предписывают, что таких работников в школе должно быть не более 30 процентов от числа учителей. Теоретически вроде бы оправданное соотношение, а на практике?
Допустим, в маленькой школе 15 преподавателей. Выходит, тут должны работать не более пяти человек техперсонала и педагогов дополнительного образования. Но школе нужны сторожа (как минимум три человека), уборщица, повар, кухонный рабочий, и это зачастую не все. А если на школьный автобус нужно принять водителя? А если в штате есть медсестра?
- При согласовании штатного расписания школ в краевом департаменте образования уже вычеркиваются механик, кухонный работник, повар, медсестра, из спецперсонала исключаются учитель-логопед и педагог-организатор, - делится своими трудностями Тамара Шестопалова. - У нас в районе всего два учителя-логопеда - в новонежинской и шкотовской школах. Возить детей во Владивосток? Да, одни родители это сделают, но дети из неблагополучных семей явно окажутся без помощи специалиста. Считаю, что логопед в сельской школе необходим даже больше, чем в городской. Как и педагог дополнительного образования, поскольку школа в селе является социальным центром.
Разделяет эту озабоченность заместитель главы Лазовского района Николай ФРОЛКОВ. В частности, приводит такие доводы:
- Когда-то многие наши школы были рассчитаны на гораздо большее число учеников, чем учится в них сейчас. Но ведь от этого школьные здания не стали требовать меньше уборки. Как же мы можем сократить уборщиц или их зарплату? Работы ведь у них не убавилось.
Подобные проблемы коснулись школ не только в небольших селах, но и в поселках, городках. Сократили логопеда, например, в одной из школ Преображения. В этом большом поселке сполна почувствовали на себе и другие не очень приятные «плоды» оптимизации. А во время недавней встречи губернатора края с жителями Кировского района люди жаловались на то, что повсюду сокращены школьные завхозы, а сторожей и другой техперсонал хоть и оставили, но на «копеечной» зарплате.
При этом в селах растет рождаемостьПонятно, что край, которому перешли полномочия по финансовому обеспечению школьного образовательного процесса, не может швыряться деньгами и требует от каждого муниципалитета тщательно пересмотреть свои расходы. Хорошо, если в районах к процессу оптимизации подходят вдумчиво и не рубят сплеча. А если нет? Ведь понятно, какой вопрос встает в первую очередь - о закрытии школ.
В районах, где мы побывали, признались, что это на самом деле обсуждается.
- Но мы все-таки решили, что закрывать сегодня даже маленькие школы - недальновидно, - говорит Николай Фролков. - Именно в селах в последнее время стала заметно расти рождаемость. А если ребенку негде будет учиться, то семья начнет думать, куда переехать. Безболезненно можно закрыть разве что начальную школу в селе Соколовка, которая находится рядом с поселком Преображение. Но это будет сделано, когда решится судьба освобождаемого здания. Сейчас ведем переговоры о размещении здесь филиала вуза. Еще мы с этого года пошли на объединение двух классов. Если в каждом осталось по два-три ученика, то уроки в них ведет один учитель.
В Лесозаводском округе стоял вопрос о закрытии школы в селе Филаретовка, где учится 20 ребят. Но в итоге нашелся другой выход - сделать ее филиалом одной из городских школ, что позволит сократить штат и уменьшить расходы на ее содержание. Такой же статус - филиала, возможно, получат и другие маленькие школы в округе.
Вступивший в силу с 1 сентября нынешнего года закон об обязательном среднем образовании заставляет по-новому посмотреть на судьбу небольших сельских школ. На счастье, во многих районах края это понимают и не торопятся вешать на их двери амбарные замки. Ведь чем больше школ будет закрыто, тем длиннее может оказаться путь многих ребят к получению аттестата.
~~Эти сокращения не оставляют детям шансов…
Вот такое письмо в тему получила редакция «В» по электронной почте:
- О проекте «Образование» говорят везде. Складывается впечатление, что этот проект касается только городских школ. А вы знаете, что реально происходит в глубинке? В сельской местности? Идет большое сокращение педагогических кадров на селе. Сокращают вожатых, социальных педагогов, психологов, замов по воспитательной работе, воспитателей групп продленного дня, библиотекарей, педагогов дополнительного образования. Кто теперь будет заниматься воспитательной работой на селе, занимать детей во внеурочное время? Организация воспитательной работы в сельской школе имеет гораздо большее значение, так как ее ученики ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать спортивные школы и школы искусств. Замкнутость социального пространства, отдаленность культурных центров создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в школе. Именно школа становится основным очагом культуры на селе. В каждой школе накоплен огромный опыт по решению воспитательных проблем. А эти сокращения перечеркивают все.
На энтузиазме классных руководителей далеко не уедем. Всю работу с несовершеннолетними они взять на себя не смогут.
Сокращения идут не только среди педагогических работников. Сокращают технический персонал - техничек, завхозов, дворников. В нашей школе вместо трех сторожей оставляют одного. Охранять школу надо через день? А остальное время? Нанимать охрану администрация школы, учителя и родители за свой счет не могут. Тем более что уже сентябрь на исходе, а зарплату педагоги в нашем Черниговском районе еще не получили за август.
Вот вам и приоритетный проект. Да еще перед выборами.
Педагогический коллектив МОУСОШ № 7 с. Снегуровка ~~
Автор: Надежда БРАЖИНА