Питер – Владивосток

«Свое кино» петербуржец Андрей Дорофеев снимал во многих городах России, дальнего и ближнего зарубежья. Попасть на «Меридианы Тихого» в этом году ему так и не удалось. Зато сбылась мечта, лелеемая более пяти лет. Андрей снял фильм о том, как перебирается

26 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2233 от 26 окт. 2007
00a7150b33ae1c1c98866c9734782843.jpg

«Свое кино» петербуржец Андрей Дорофеев снимал во многих городах России, дальнего и ближнего зарубежья. Попасть на «Меридианы Тихого» в этом году ему так и не удалось. Зато сбылась мечта, лелеемая более пяти лет. Андрей снял фильм о том, как перебирается на жительство из родного Питера во Владивосток. Коротенький фильм, для себя… Вот приблизительно такого содержания кино получилось.

Реальность кусается

Первый съемочный день начался в поезде. Переезжать на ПМЖ с запада на восток (и наоборот) лучше железной дорогой, решил Андрей. Это выгоднее самолета не только в финансовом отношении. Длительность путешествия дает возможность не только обозреть необъятные просторы, но и завести выгодные знакомства. Или как минимум навести справки: о том, что почем, как и где. Перелет занимает восемь-девять часов - поел, поспал, устал, прилетел. А за неделю в поезде в непринужденной обстановке можно узнать и сколько стоит снять квартиру в приморской столице, и какое агентство не «кинет», и где прописку купить.

В принципе, во Владивостоке ситуация на рынке недвижимости схожа с питерской. Агентства, работающие по схеме «деньги вперед», наверняка надуют и глазом. Операторы все время будут отвечать: «Да, да, мы вам подбираем квартиру». И так больше месяца, пока клиент не отстанет. Агентства, где сначала - услуги, а после - оплата и где берут 100 процентов от сделки, морально устойчивы. И все же лучше обратиться в конторы, где процент колеблется от 70 до 80. Эти в большей степени дорожат своей репутацией, на рынке существуют долго, деньги уже заработали, теперь сражаются за качество. Здесь квартиру можно снять даже в течение часа.

Информация в газетах и на Интернет-сайтах по поводу стоимости съемного жилья - с большой долей лукавства. Цены занижены на пару-тройку тысяч рублей. Видимо, для того чтобы доставить агентам удовольствие разводить клиентов на деньги. Зачем квартиросъемщика пугать заранее, пусть хотя бы позвонит, глядишь, и «уболтать» удастся. Отсюда вывод: даже если нет знакомых в городе, знающих ситуацию на рынке жилья, к газетам и Интернету все равно прибегать не стоит.

Купить прописку? Легко!

Несколько автографов режиссер Андрей Дорофеев оставил в агентстве, которое помогало ему «снимать» жилье во Владивостоке. Ради интереса он позвонил не только в агентство, которое ему в поезде посоветовали как надежное. Из многочисленных служб города по найму жилья только в двух с ходу сказали, что за данную сумму (8000 руб.) во Владивостоке можно снять только гостинку, а не квартиру - газеты врут по поводу цен. Остальные агенты продолжали еще долго названивать Андрею и говорить, что они подобрали для него отличное жилье! Давайте, мол, договариваться…

Андрей воспользовался проверенным агентством. Там ему представили необходимые документы, подтверждающие право наймодателя (хозяина) на жилье, а также отсутствие прописанных в гостинке. Это очень важно: не уточнив последний пункт, есть риск ежемесячно платить квартплату в два, а то и в три раза дороже. Обязательно нужно проверить и квитанции об оплате коммунальных услуг, электроэнергии и телефона.

Здесь же, в агентстве, Андрей поинтересовался, не знают ли «случайно» работники, где можно купить прописку. Да, ответили, координаты есть, но вроде лавочку прикрыли… Но попытаться стоит. (Андрей решил: наверное, так везде говорят, чтобы особо не рекламировать незаконные мероприятия.) С «лавочкой» оказалось все в порядке: за услуги просят 5000 рублей и временную регистрацию оформляют на полгода.

Дело оставалось за малым - почувствовать себя комфортно в «снимаемой» гостинке...

Существо по имени Гостинка

Хронометраж части фильма про «съем» гостинок значительно превысил ожидаемый. Андрей решил: когда «картинка» выглядит уродливой, лучше снимать не трагедию, а комедию. Пусть зритель посмеется, а не превратится в циника, окончательно испортив себе настроение.

Состояние гостинок не просто оставляет желать лучшего, оно убивает всякую надежду на светлое будущее. Подобного жилья в Петербурге Андрей не встречал. Там, конечно, есть сквоты - аварийные дома без отопления и электричества, где живут непризнанные гении: музыканты, художники, поэты. Но те не платят за жилье, коммунальные услуги и прочее. А во Владивостоке почти все то же, но за сумму, которой хватит снять однокомнатную квартиру в Питере, пусть и далеко от центра. И, кстати, без владивостокской пометки: горячая вода есть. В ней как-то сразу чувствуется подвох: пока есть…

Взять, например, подъезды. Цель - быстро проникнуть внутрь здания, стараясь задерживать дыхание, чтобы не отравиться ядовитыми парами.

Впечатлило Андрея не только внутреннее состояние гостинок, но и их фасады. Непонятно, зачем архитекторам нужно было испортить такой прекрасный, солнечный уголок, как Приморье? Высотки радуют только ночью, когда зажигают тысячи огней и начинают напоминать Манхэттен в лучшие времена. Днем это серо-грязная масса вперемешку с кирпичными несуразицами, выбивающимися то там, то сям из «общего вида». Ситуацию в некоторой степени улучшают редкие новостройки. Они чистые, свежие и блестят. …От чего соседи кажутся еще более жалкими. Это наглядно иллюстрирует российские реалии. Средний класс, как известно, в стране отсутствует.

Палитра «города нашенского»

Агентство, существо по имени Гостинка, невероятное количество автомобилей даже по сравнению с Питером - все это было потом. Прежде всего Владивосток порадовал режиссера разноцветьем, в чем приобрел в глазах Андрея Дорофеева некоторое сходство с Петербургом. Может, все дело в жаре (наш герой прибыл в бархатный сезон), хотя вряд ли, но владивостокцы радуют палитрой одежд. От этого на душе становится не душно. Иные чувства испытываешь в Москве, где почти все - мэн ин блэк, а заодно весьма неприветливы. Наверное, в столице требования к трудовому камуфляжу менее либеральные, и люди вынуждены одеваться в черное и подчеркнуто официальное, отчего и характер меняется в том же направлении.

Еще больше Андрей обрадовался, когда, выйдя из вокзала во Владивостоке, обнаружил все необходимое для старта. И киоски с газетами, и отделение связи, и даже Интернет он нашел тут же, почти в одном здании. В Санкт-Петербурге такие удобства отсутствуют. (Новичок в Питере может столкнуться с большими «техническими» сложностями, чем во Владивостоке.) Кстати, Интернетом приморский город обеспечен отлично. А работники почты даже более вежливы, чем сотрудники многочисленных Интернет-кафе, как ни странно.

Удивил Андрея такой на Некрасовской, единственный на этой улице. Там трудится управляющий, которого Андрей окрестил Антисервисом. На вопрос, почему клиенты жалуются на сбои в работе Интернета, был ответ:

- А вы знаете, сколько человек за день заходит в электронную почту? А вы помните, какой Интернет был пять лет назад?

- На центральном почтовом отделении в почту ежедневно заходит еще больше человек, чем у вас, в кафе. И там все работает отлично. Может, дело в вашем провайдере? (Хотелось, чтобы он понял намек: похоже, он сам эти сбои и устраивает, чтобы клиент дольше времени просидел, помаялся и заплатил, соответственно, больше денег.)

- Идите тогда на почту. Там и дешевле, кстати.

Ежи и их хобби

Пожалуй, самые трогательные и прекрасные кадры фильма Андрей Дорофеев снял в бухте Тихая. Для режиссера абсолютным откровением было увидеть красно-синих морских звезд и причудливых улиток, размышляющих на дне. Нигде на территории нашей страны нет такой красоты. И даже в пестрой Индии звезды - серые.

Андрей увлекся подводными съемками и поймал пяткой пару иголок морского ежа, что стало еще одним открытием. До этого режиссер был знаком только с обычными, сухопутными представителями колючих.

Огорчаться из-за новых знакомых показалось не вежливым. Мечта о фильме про Владивосток - слишком драгоценная, чтобы обращать внимание на какие-то там колючки. Откуда бы они ни появлялись в этом пока не раскрытом для Андрея городе.

…Кино «Питер - Владивосток» можно снимать и наоборот. Цены те же, нервы те же. Разница в том, что в Питере - Эрмитаж и ядовитый Финский залив, а во Владивостоке - ожидание АТЭС, ежи и местами прозрачное Японское море. В остальном Владивосток и Питер можно назвать побратимами.

Автор: Лия БАРГМАН