Забытая война. Дуэль США и Японии у советских берегов (продолжение)

Первый полет по Северо-восточному этапному маршруту был предпринят в начале января 1942 года. С аэродрома Фэрбанкса вылетели тридцать восемь самолетов… Итог был катастрофическим: только одиннадцать из них долетели до пункта назначения, остальные разбились

23 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2230 от 23 окт. 2007
371370abcf2edd0f933f91c86cc994ff.jpg

Начало в номере за 19 октября

Ленд-лиз: «краснозвездный» маршрут

Первый полет по Северо-восточному этапному маршруту был предпринят в начале января 1942 года. С аэродрома Фэрбанкса вылетели тридцать восемь самолетов… Итог был катастрофическим: только одиннадцать из них долетели до пункта назначения, остальные разбились по пути следования. Отсутствие опыта у пилотов, жесточайшие условия суровой зимы - это были только основные причины первой неудачи, и со всей очевидностью стало ясно, что расстояния между полевыми аэродромами промежуточной посадки слишком велики, а по маршруту полета требуется установить дополнительные навигационные средства.


Уже после 1942 года большая часть перелетов вдоль Северного этапного маршрута шла в направлении России - это были поставки по ленд-лизу. Вскоре этот маршрут получил название «Перегон Аляска - Сибирь - АЛСИБ». Без всяких сомнений это был более прямой и гораздо безопасный путь, нежели замысловатый, полный опасностей путь длиной 13 тысяч миль - через Средний Восток (Иран). АЛСИБ состоял из трех основных участков маршрута: перелет с авиазаводов до сборного пункта АЛСИБ в Грейт-Фолс, штат Монтана, затем перелет почти в две с половиной тысячи миль до Фэрбанкса и, наконец, перелет с многочисленными промежуточными посадками через Сибирь - на фронт.

Первую часть маршрута зачастую выполняли пилоты из женского вспомогательного подразделения ВВС США (WASP), приданного группам перегона военно-транспортного авиакомандования. В Грейт-Фолс на самолеты наносились советские красные звезды, их соответствующим образом окрашивали, и затем пилоты из 7-й группы перегона, состоявшей только (!) из мужчин-пилотов, перегоняли их в Фэрбанкс. Там их принимали советские специалисты, и уже только советские пилоты летели в Ном на дозаправку, а оттуда перелетали в Сибирь и летели дальше на фронт.

Первые десять легких бомбардировщиков «А-20», первая поставка авиатехники по ленд-лизу, вылетели из Фэрбанкса 29 сентября 1942 года. Всего до конца 1942 года перелетело 129 самолетов - пока еще не был отработан вдоль маршрута весь механизм необходимых служб для обеспечения массовых перелетов. Однако здесь присутствовал и политический привкус: совет-ское руководство жестко стояло на позиции того, что передача американской боевой техники должна была происходить только на американской территории, с тем чтобы максимально ограничить контакты советских людей с американцами, чтобы сменные экипажи принимали самолеты только после устранения самых мелких претензий по их техническому состоянию.


В 1943 году количество поставленных самолетов значительно выросло, и к концу войны общее число вылетевших из Фэрбанкса самолетов составило 7926. Это были истребители «Р-39», «Р-40» и «Р-63», бомбардировщики «А-20» и «В-25» («Митчелл»), а также трудяги-транспортники «DC-3» («Дуглас»).

По АЛСИБу перемещались не только грузы, но и военные и дипломатические лица: вице-президент США Генри Уоллес, министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов и посол СССР в США Андрей Громыко не раз следовали этим маршрутом.

По иронии судьбы, спустя не так много лет после окончания войны именно этот маршрут считался обеими сторонами одним из наиболее вероятных направлений нанесения ядерного удара стратегическими бомбардировщиками.

Между тем огромные силы и средства были брошены на завершение проекта строительства автострады Аляски. Не был забыт и такой немаловажный элемент обеспечения армии и авиации, как горючее. Еще в апреле 1942 года Гарольд Айкс, в то время исполнявший обязанности министра внутренних дел США и к тому же отвечавший за снабжение войск горючим, отдал распоряжение о скорейшем проведении нефтегазоразведочных работ на Аляске. Однако более целесообразным в то время посчитали вести разработку месторождения нефти в Норман-Велс, в районе канадского участка автострады. Таким образом, к весне 1944 года в рамках проекта, получившего название CANOL, было построено нефтеперегонное предприятие в Уайтхорс, проложены различные трубопроводы протяженностью более 600 миль, созданы необходимые элементы инфраструктуры для обеспечения дизельным топливом тяжелых грузовиков, идущих по автостраде, а также высокооктановым бензином - для дозаправки самолетов АЛСИБа.

На строительстве этих основных объектов - автострады, элементов Северного этапного маршрута и их топливной инфраструктуры - трудилось около 46 тысяч военных и гражданских специалистов, общая стоимость выполненных работ составила гигантскую сумму в 500 миллионов долларов. Это был самый дорогостоящий строительный проект Второй мировой войны.

«Черная» страница войны

С момента нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года и до битвы в Коралловом море в начале мая 1942 года, военная удача была на стороне японцев. И эта черная полоса военных неудач американской армии не могла не найти своего отражения в положении дел внутри страны. Впоследствии, годы спустя, многие историки и исследователи попытаются оправдать те события всеобщей паникой, истерией, крайностями, вызванными военными неудачами. Однако суть тех событий остается в том, что американские граждане были лишены их основных прав и свобод, дарованных им конституцией США, - по этническому признаку. Это произошло с тысячами американцев японского происхождения по всей территории США, это коснулось и коренного населения Аляски.

Все началось с директивы № 9066, подписанной президентом Рузвельтом 19 февраля 1942 года. В соответствии с директивой министр обороны должен был определить границы военных округов, из которых «должны быть эвакуированы определенные категории лиц».

Генерал-лейтенант Дж. Л. Девитт, командующий Западным командованием ВС США, штаб которого находился в Сан-Франциско, во исполнение этой внешне разумной и естественной в данных условиях директивы издал ряд приказов, в которых закреплялись границы определенных военных округов в районе Западного побережья США. А 30 марта 1942 года он подписал распоряжение № 5 для гражданского населения, в котором объявлялись эвакуация и изоляция «всех лиц без гражданства: японского, немецкого и итальянского происхождения, проживающих или пребывающих в границах военных округов». В данном документе имелись некоторые оговорки для немцев и итальянцев - например, исключались из списка лица, достигшие возраста 70 лет, и т. д. Но для японцев не было никаких исключений - даже независимо от того, имели они или не имели американского гражданства.


Более 100 тысяч американцев японского происхождения было сначала посажено под домашний арест, а затем перевезено в «лагеря для перемещенных лиц», устроенные вдоль всего Западного побережья США, в них они находились вплоть до окончания войны.

На Аляске сразу после атаки на Перл-Харбор были задержаны 92 мужчины «иссеи», японские иммигранты первого поколения, оторваны от их семей и высланы в лагеря в штате Техас, а затем - в Нью-Мексико. Члены их семей, порядка 130 человек, среди которых были и граждане США, были вывезены сначала в лагерь Пайоллап, штат Вашингтон, а затем на долгие годы - в печально известный лагерь Минидока, штат Айдахо.

Но были еще и алеуты… Разбросанные по маленьким поселениям на Алеутских островах, от Уналашки до Атту, на островах Прибылова, они, естественно, представляли собой ненужную помеху при строительстве сооружений и объектов оборонного назначения, в частности в районе Датч-Харбор. Ну и, хотя прямо это не говорилось, в расчет принимались те же расистские соображения, что и в отношении лиц японского происхождения, - их внешность. После недолгих приготовлений в период июня-июля 1942 года была осуществлена быстрая и массовая эвакуация алеутов с островов Прибылова и поселений Акутан, Биорка, Кашега, Макушин, Никольский - всего 881 человек. Эвакуация проводилась стремительно и сопровождалась хаосом, неразберихой и прямыми грабежами оставленного имущества. Оставляемые дома и постройки в поселках тут же предавались огню, чтобы в случае интервенции японцам ничего не досталось. Эвакуированных алеутов просто бросили на произвол судьбы на удаленном от районов возможных боевых действий острове Адмиралтейства, предоставив им помещения рыборазделочных цехов, без намека на элементарные удобства и совершенно не пригодные для проживания в них зимой.

Но даже несмотря на такое отношение со стороны властей, некоторые молодые мужчины-алеуты вступили в ряды армии США, а Симеон Плетникоф из Никольского был активным участником боевых действий на острове Атту. Большинство эвакуированных алеутов вернулось к родным очагам только осенью 1945 года - дома их были сожжены и разграблены, а некоторые деревушки просто сровняли с землей.

Не все аборигены Аляски стали жертвами военного психоза и репрессий со стороны «большого белого брата». В ноябре 1941 года генерал Саймон Бакнер, командующий оборонительными силами Аляски, приказал своему начальнику разведки, полковнику Кастнеру сформировать подразделение специального назначения - из добровольцев, в том числе аборигенов, был набран взвод, получивший официальное название «Разведчики Аляски», хотя широко он известен был под названием «Головорезы Кастнера». Головорезы-разведчики шли в авангарде подразделений, осуществивших впоследствии высадку на Адак и Амчитку, выполнявших множество других задач разведывательного и специального характера. Были на Аляске и другие подразделения, относящиеся не к регулярной армии, а к территориальным вооруженным формированиям, - это «Эскимосские разведчики» и «Армия тундры», выполнявшие задачи раннего оповещения о действиях японцев в приполярных районах. Таким образом и аборигены Аляски внесли свой посильный вклад в победу над японскими агрессорами.

Продолжение следует

Автор: Сергей Абарок Александрович