Лучше выкинуть белый флаг, чем стать преступником

Давно уже не секрет, что некоторые мальчишки из армии бегут. Причины бывают разные, но в любом случае каждый из таких «бегунков» в конце концов оказывается перед лицом правосудия. Поэтому дважды в год, во время весеннего и осеннего призывов, проводится ко

23 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2230 от 23 окт. 2007
83b0635121459f7fecf097947e41bed4.jpg


Давно уже не секрет, что некоторые мальчишки из армии бегут. Причины бывают разные, но в любом случае каждый из таких «бегунков» в конце концов оказывается перед лицом правосудия. Поэтому дважды в год, во время весеннего и осеннего призывов, проводится комплекс мероприятий, направленных на легализацию военнослужащих, самовольно оставивших место службы, даже если это произошло несколько лет назад. Вот и в этом году до 17 декабря можно «выкинуть белый флаг» - явиться с повинной. На эту тему корреспондент «В» беседует с военным прокурором Владивостокского гарнизона, полковником юстиции Олегом ДЕМИНЫМ.

- К сожалению, практически каждый самовольно оставивший часть военнослужащий - потенциальный преступник. Убежал матросик - есть ему нечего, жить негде, добраться до дома не на что. Отсюда грабежи, кражи. Человек оказывается в тяжелейшей ситуации, выход из которой один - легализация.

- Сложное у «бегунка» положение - с одной стороны, он может быть пострадавшим от неуставных отношений, с другой – он прежде всего нарушитель закона. Страшно такому мальчишке.

- Но никто же не утверждает, что нарушителя нужно сразу схватить и отправить в тюрьму. В данном случае объективный подход - главное. Если оставил часть из-за неуставных отношений или в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами, то в соответствии со статьей 337 Уголовного кодекса РФ человек освобождается от уголовной ответственности. А уж захотел просто погулять - должен понимать меру своей ответственности.

- Неужели и «гулять» отправляются?

- В том-то и дело, что так называемые бегуны иногда совершенно нелепые причины считают вполне убедительными. Кто-то «устал» служить, кто-то давно пива не пил. И это бывает мотивацией к побегу.

- Раз проводятся специальные мероприятия по возвращению военно-служащих, значит, таких много? Ситуация сложная?

- Я бы не назвал ее сложной. Число самовольно оставивших части неуклонно снижается, в настоящее время их у нас 130 за несколько лет. Вопрос в другом: даже если это один-два самовольщика, их надо искать. Ведь неизвестна судьба человека - устанавливается факт его отсутствия, возбуждается уголовное дело по признаку статьи 337 УК РФ. Может быть, он убежал, а может - был убит, тело при этом спрятано. Тогда виновные должны понести наказание. Да и родители волнуются. Хотя подобные случаи в масштабах Владивостокского гарнизона единичны.

- Но вот одумался мальчишка, легализовался, как вы говорите. И что тогда?

- Если пришел добровольно и при этом ни в части, где служил, ни за ее пределами не совершил противоправных действий, такая мера пресечения, как заключение под стражу, не избирается. Его прикомандируют в специальное подразделение, созданное командующим флотом для временного содержания военнослужащих, оставивших место службы. Это своего рода карантин, где ожидают принятия решения. Никого в прежнюю часть не возвращают. Если ситуация достаточно проста и понятна, на «карантине» человек может находиться неделю. В среднем срок расследования уголовного дела - два месяца, но в сложных случаях он может быть продлен по закону.

- Если мальчишка чист перед законом, что дальше?

- Дальше его перераспределят в другую часть для прохождения службы - конечно, если он годен по состоянию здоровья. Туда, где ему было плохо, он однозначно не вернется. Вот мы и пытаемся донести до каждого: вернулся домой, прибежал в комитет солдатских матерей - все равно считаешься дезертиром, над тобой висит дамоклов меч уголовной ответственности. Рано или поздно произойдет неизбежное - или случайно парень попадется, или в результате спланированных розыскных мероприятий. Тогда уже будет другой разговор.

- На время отсутствия в части срок службы продлевается?

- В случае, когда вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного преследования, закон не предусматривает продления срока службы.

- Вы можете сказать, кого больше среди «бегунков» - пострадавших от неуставных отношений или любителей погулять?

- Больше тех, кто хочет отдохнуть. Из-за неуставных отношений сейчас сбегают единицы. Возможно, вас это удивит, но среди нарушивших закон военнослужащих большинство тех, кто любит проводить лето на дачных участках, на берегу моря, некоторые даже на Горностаевской свалке живут. Они редко заинтересованы вернуться, сидят до последнего, ждут, когда их задержат, а потом «с чувством глубокого раскаяния» идут в места не столь отдаленные.

- Не считаете ли вы, что современная молодежь совершенно не подготовлена к службе, в результате чего и происходят побеги?

- Вот именно, проблема в полном отсутствии допризывной подготовки мужчин, на плечах которых должно лежать будущее страны. Практический опыт заставил меня поверить в то, что основное - это вопрос воспитания мальчика в семье. Если родители не заложили в сына определенную базу, то ни школа, ни тем более армия его не перевоспитают. Армия либо усиливает положительные качества человека, либо в силу определенных условий жестко структурированного коллектива, находящегося в экстремальных условиях, усугубляет его отрицательные черты. Маменькиным сынкам приходится особенно тяжело - они не в состоянии дать отпор обидчикам, защитить даже себя, если нет рядом мамы. С другой стороны, появляется неформальный лидер, возомнивший себя авторитетом опять же в силу издержек воспитания. Пытаясь поднять свой мнимый авторитет, такой мальчишка ищет слабых, на которых можно демонстрировать свое превосходство, а слабых в воинском коллективе вычислить легко, они-то и становятся мишенью. Есть и еще одни «лидеры» - воспитанные в асоциальной среде. Они привыкли верховодить во дворе - пытаются делать это и в армии. Такие сами не бегут, но на их совести побеги других, а порой и самоубийства.

- Если быть честными, надо сказать и о поведении нынешних офицеров, не всегда достойном.

- Вынужден с этим согласиться, но превышение должностных полномочий в 99 процентах случаев вызвано противоправными действиями подчиненных, офицер порой находится в безнадежной ситуации, хотя это ни в коей мере не может служить оправданием такого противозаконного поведения. Но при этом я всегда говорю: «Не можешь справиться с личным составом - увольняйся. Не хватает терпения, не можешь заставить себе подчиниться - ты не командир». Законами и уставами вооруженных сил предусмотрен вполне достаточный арсенал средств для обеспечения соблюдения воинской дисциплины - нужно просто грамотно уметь этим арсеналом пользоваться. Яркий пример этому - возвращение в войска дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте, очень действенный способ работы с нарушителями дисциплины. Рукоприкладство офицера по отношению к подчиненному - это в первую очередь демонстрация его слабости. На офицере лежит гораздо большая ответственность, чем на подчиненном, поэтому и требования к нему более жесткие, и наказание в случае необходимости серьезнее.

- Думаете, с изменением срока службы атмосфера в армии изменится?


- Объективно оценивая ситуацию в войсках на примере Владивостокского гарнизона, я бы и сейчас не сказал, что обстановка в армии плохая. Она абсолютно контролируемая, уровень преступности снижается. Работа по профилактике правонарушений идет активно. Другой вопрос в том, что недостаточно ведется разъяснительная работа, в СМИ попадает в основном негативная информация, о позитивных изменениях писать не модно. Мало кто знает, что недавно у нас прошли учения, на которых были достигнуты значительные успехи. Конечно, это нормальная боевая работа, но представьте 18-летнего пацана с боевым оружием, который жил неделю в палатке в экстремальных условиях. Его эмоции переполняют, он хочет ими поделиться, родителям, девушке рассказать о том, что увидел, те тоже с интересом бы узнали, как живет мальчишка, как ему служится, но получают информацию лишь об убийствах, неуставных отношениях. Частично и отсюда проистекают и страхи, и побеги.

- Давайте, Олег Александрович, четко скажем, как все же поступать сейчас тем, кто самовольно оставил место службы.

- В настоящее время, вплоть до 17 декабря, военнослужащие должны заявить о себе в любой орган государственной власти, то есть добровольно прийти в прокуратуру, в ближайшее отделение милиции, комендатуру, военкомат или в общественную организацию, например в комитет солдатских матерей, и объяснить, когда и почему сбежал. После этого его направят к нам, а мы будем принимать решение о его дальнейшей судьбе. Объективное расследование гарантируется однозначно.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна