Уверенная поступь Славянского судоремонтного завода

Экономическое состояние Славянского судоремонтного завода сегодня стабильное. За девять месяцев текущего года было отремонтировано 50 судов различного класса и назначения. Общий объем произведенной продукции составил 243 миллиона рублей...

17 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2227 от 17 окт. 2007
517fc804d2e0db8c59fea336d76f19f5.jpg

Экономическое состояние Славянского судоремонтного завода сегодня стабильное. За девять месяцев текущего года было отремонтировано 50 судов различного класса и назначения. Общий объем произведенной продукции составил 243 миллиона рублей. По словам генерального директора предприятия Магомеда Мусханова, у руководства завода есть четкое понимание сложившихся условий на рынке судоремонта и путей дальнейшего развития.

- Сегодня предприятие работает по профилю, - говорит гендиректор. - Основной вид деятельности - это судоремонт. В доках стоят суда, в ремонтных работах задействованы все участки завода. Люди загружены работой. Я считаю, что при сложившемся объеме судоремонта в Приморском крае мы вносим значительный вклад в экономику региона. Будем работать и дальше.

Основным заказчиком для ССРЗ по-прежнему остается ОАО «ДВМП». Так, в этом году на заводе проводили докование «аварийщика» т/х «Капитан Артюх», ледокольного флота ДВМП. Был выполненный значительный объем работ, который специалисты предприятия выполнили качественно и в установленные сроки. Работы выполнялись на плавдоке № 194-М.

Касательно плавдока № 194-М необходимо сделать уточнение, так как по нему появляется различная информация. С момента постройки док эксплуатировался на Славянском СРЗ. После акционирования в 90-х предприятие арендовало его у государства. Однако год назад на федеральном уровне было принято решение, что док не входит в круг вопросов государственного значения и подлежит продаже на аукционе.

- В то время я не работал на ССРЗ, но предполагаю, что предприятие не смогло участвовать в конкурсе по целому ряду объективных причин, - рассказывает Магомед Мусханов. – Однако факт остается фактом. В ноябре 2006 года док был продан. Однако мы сумели найти общий язык с новым владельцем дока - компанией «Пасифик Марин» по совместной эксплуатации дока. В течение этого года мы эксплуатировали этот док. Сегодня рассматриваются два варианта дальнейшего использования дока № 194: дальнейшая совместная эксплуатация на ОАО «Славянский СРЗ» или перегон во Владивосток. Если собственник решит направить док в краевой центр, то на объемах производства нашего предприятия это не скажется. Мы просто будем более интенсивно использовать два оставшихся дока - 1К и 169. Технические возможности 169-го дока позволяют производить ремонт судов, включая ледоколы, которые мы доковали на 194-м доке. Я считаю, что любое из принятых решений собственником будет правильным. Главное, что док не уйдет за границу и будет с полной отдачей и по назначению использоваться в России.

Помимо судоремонта на предприятии развивается и судостроительное направление. В декабре на заводе будут сдавать заказчику баржу проекта «Славянка». В следующем году будет спущена на воду еще одна. Малое судостроение сегодня вообще востребовано на рынке. И здесь позиции предприятия сильны.

Завод имеет 20-летний опыт малого и среднего судостроения. В частности, строительства самоходной баржи «Восток» грузоподъемностью 20 т и баржи «Славянка» (40 т), а также различных модификаций на их основе. Достаточно сказать, что с 1973 года было построено более 200 единиц барж «Восток», 22 баржи «Слявянка». Эти плавсредства сегодня эксплуатируются во многих регионах бывшего СССР - на Сахалине, Курилах, Камчатке, в Магадане, на побережье Северного Ледовитого океана, Балтийском и Черном морях. По свидетельству специалистов, построенные на ССРЗ самоходные баржи весьма удачны, эксплуатационные характеристики судов полностью соответствуют условиям Дальнего Востока. Они обладают хорошими мореходными качествами, просто незаменимы для доставки грузов в малообжитые удаленные районы, как правило, не имеющие причальных сооружений. Также предприятие имеет опыт постройки плавпирсов и плавучих контейнеров.

По словам генерального директора Мусханова, сегодня особенно беспокоит отсутствие внятной государственной политики в отношении отрасли.

- Две самые большие проблемы – высокая стоимость материалов и оборудования и нехватка кадров, - говорит Магомед Мусханов. – Например, металл мы везем с Урала. В наших работах 10-15% стоимости - это транспортный тариф. В стоимости шлака, используемого для очистки корпуса судов, цена доставки доходит до 2/3. Что касается рабочих рук, то практически на всех предприятиях отрасли их отсутствие - это большая проблема. Сегодня районный рынок труда испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих, в том числе судоремонтного производства. Ситуация усугубилась еще и тем, что прежняя «кузница» заводских кадров – профтехучилище в Славянке перестало быть таковым.

По мнению руководства ССРЗ, необходима сбалансированная государственная политика преференций. Причем не только по отношению к судоремонту, но и смежным отраслям.

- Мы все друг от друга зависим. Рыбаки, судоремонтники, железная дорога, порты. На первом этапе за рыбаками надо закрепить квоты хотя бы на 10 лет, чтобы у них появилась возможность для модернизации флота. Встав на ноги, рыбная отрасль даст работу не только нам, но и портам, и железной дороге, будет развиваться переработка на берегу. Для этих отраслей тоже надо предусмотреть льготы. Дотировать перевозки по железной дороге, дать возможность развивать берег. То есть господдержка должна быть комплексной. От этого выиграют все. Такой подход позволит всем нам выйти на качественно новый уровень, - уверен Магомед Мусханов.

Автор: Игорь СЕРГЕЕВ