Цены, стой, раз-два! Борьба с дороговизной становится новым нацпроектом

Резкое повышение цен на продукты питания в России (и в том числе в Приморье) стало политическим вопросом. Масштабы подорожания хлеба, молока, масла, мяса уже как-то не укладываются в рамки кухонных разговоров о том, «какая жизнь пошла тяжелая». На прошлой

17 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2227 от 17 окт. 2007
9b0c31441ea1a9d42f8766de7b420a0e.jpg

Резкое повышение цен на продукты питания в России (и в том числе в Приморье) стало политическим вопросом. Масштабы подорожания хлеба, молока, масла, мяса уже как-то не укладываются в рамки кухонных разговоров о том, «какая жизнь пошла тяжелая». На прошлой неделе о проблеме высказался лично президент Владимир ПУТИН, призвав активнее «развивать рыночную инфраструктуру, избавляться от монополизма, недобросовестной конкуренции, спекуляции» и усомнившись в том, что правительство делает для этого все необходимое.

Внимание Владимира Владимировича к проблеме говорит само за себя. А если еще вспомнить, что впереди – выборы не только депутатов Госдумы, но и президента России, то политическая окрашенность вопроса о ценах на продовольствие – налицо. Причем на этот раз в отличие от скандалов с обманутыми дольщиками или монетизацией льгот проблема напрямую касается абсолютного большинства жителей (и избирателей) России. А значит, и последствия могут быть куда серьезнее. Похоже, это действительно поняли власти и в Москве, и на местах, с места в карьер взявшись за обуздание непокорных цен. Приморский край – не исключение в этом новом «национальном проекте».

Дорогая моя пшеница, дорогая моя мука

Эксперты называют сразу несколько причин подорожания продуктов, прежде всего указывая на изменения, случившиеся на мировом рынке: в весьма прожорливых государствах Китае и Индии растет уровень жизни и, следовательно, увеличивается спрос на продовольствие, а в передовых Европе и США разворачивается производство биотоплива из зерновых и овощных культур. Все это в силу глобализации сразу же отражается и на нашем рынке, который сильно зависит от внешних поставок продовольствия. Как заявил, например, мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ, «причина повышения цен заключается в полном безразличии государства в 90-х годах к селу, что привело к зависимости от импорта, который составляет до 70 проц. Так как цены на продовольствие начинают повышаться за рубежом, соответствующий рост отмечается и в России».

Кроме того, имеют место и чисто российские факторы: не снижается инфляция, дорожает топливо. Председатель Госдумы Борис ГРЫЗЛОВ озвучил также «теорию заговора»: «Рост цен… происходил в один и тот же день. Это фактически элементы сговора. Причем сговора компании перекупщиков».

В том же духе высказался министр финансов РФ Алексей КУДРИН: проблемы на рынке возникли «из-за желания ряда поставщиков поспекулировать на разнице европейских и общероссийских цен». Федеральная антимонопольная служба уже приступила к проверке версии сговора, а депутаты Госдумы совместно с правительством начали думать, что бы предпринять еще.

Похожие в целом оценки высказывались в эти дни и во Владивостоке. «Есть подозрение, что это сговор коммерсантов, решивших воспользоваться ситуацией и взять по максимуму, - предположил в беседе с корреспондентом «В» председатель Законодательного собрания Виктор ГОРЧАКОВ. - Есть и другие предположения, возможно, здесь присутствует элемент, связанный с предвыборной кампанией. Эта тема достаточно деликатная, думаю, что в этой истории есть политический привкус. Кроме того, очень большую панику внесли интервью, которые дали министры сельского хозяйства Европейского сообщества - они сказали, что не хватает зерна и молока».

Более резко по отношению к действующей власти, как и подобает оппозиционному политику, высказался один из лидеров СПС Борис НЕМЦОВ, в минувшую субботу гостивший во Владивостоке: «Все это - следствие высокой коррупционной деятельности министерства сельского хозяйства, которое находится в сговоре с торговцами зерном, а те экспортируют зерно, завышая цены на внутреннем рынке и завышая цены на комбикорма, что, в свою очередь, повышает цены на молоко и молочные продукты. Мы считаем, что министр сельского хозяйства ГОРДЕЕВ и главный санитарный врач ОНИЩЕНКО должны уйти в отставку, потому что были допущены гигантские провалы. Была закрыта граница России для импорта продовольствия и открыта граница для экспорта зерна. И хотя урожай зерна в стране неплохой, это привело к тому, что зерно стало уходить, а цены на него - расти. Пошлины на импорт продовольствия следует просто обнулить, а вывоз зерна из страны - ограничить».

Депутат Законодательного собрания Приморского края, заместитель председателя комитета ЗС по продовольственной политике и природопользованию Сергей СИДОРЕНКО видит главную причину подорожания продуктов в Приморье и России в целом в конъюнктуре мирового рынка, на котором в силу разных причин были «разогреты» цены на зерновые. «Могла ли Россия быть менее зависимой от колебаний на мировом рынке? Конечно могла, - уверен Сергей Петрович. - В силу того, что у нас слабо развито собственное животноводство, то зерно, которое мы производим, частично остается не востребованным в России и поставляется на экспорт. Если бы государство формировало резервы, закупая определенные объемы зерна, как это было раньше, то в таких ситуациях эти резервы можно было выбрасывать на рынок, тем самым нивелируя скачки цен. Точно так же их можно было бы нивелировать с помощью тарифно-таможенного регулирования, чем сейчас и занялись федеральные органы власти, хотя это надо было делать раньше. Например, по производству мяса птицы еще лет пять назад в стране была выработана определенная политика, которую Минэкономразвития в конце концов все-таки поддержало. Началось регулирование ввоза куриных окорочков и в целом мяса птицы, в результате у нас сразу «выстрелило» развитие собственного производства. В Приморском крае это произошло с некоторым опозданием, а вот в европейской части страны птицеводство начало восстанавливаться очень быстро, это «скороспелая» отрасль. В итоге уже сегодня наша зависимость от импортного мяса птицы значительно ниже, чем от импортной говядины или свинины».

Остановка по требованию

Выявлять причины негативных изменений, как правило, проще, чем преодолевать их последствия. Тем не менее и в Москве, и в регионах органы госвласти, вдохновленные настойчивыми рекомендациями президента и народным недовольством, уже начали предпринимать конкретные шаги.

Во-первых, принято решение «перенастроить» таможенные шлюзы на границе: на 10 проц. вырастают экспортные пошлины на вывоз пшеницы и на 30 проц. - пошлины на экспорт ячменя. «Это позволит сдержать экспорт и обеспечить внутренний рынок всем необходимым сырьем, - объяснила прессе министр экономического развития и торговли РФ Эльвира НАБИУЛЛИНА. - Готовятся решения по снижению импортных пошлин на молоко и молочные продукты».

Во-вторых, в дело пущена «тяжелая артиллерия» в виде Федеральной антимонопольной службы, начавшей тотальную проверку всей торговой цепочки от производителей до магазинов. «Крупные торговые сети не должны диктовать свои условия сельхозпроизводителям, - заявил глава ФАС РФ Игорь АРТЕМЬЕВ. - Сегодня целый ряд пунктов договоров этих крупных торговых сетей напоминают просто развязанную войну против сельхозпроизводителей. Уже подготовлен законопроект о введении норм, регулирующих работу торговых сетей по линии антимонопольного законодательства». Со своей стороны, российские законодатели в лице председателя Госдумы Бориса Грызлова предложили принять наконец федеральный закон о продовольственной безопасности, который должен оградить российский рынок от колебаний мировых цен на продовольствие: «У нас 40 проц. объемов мяса завозится по импорту. 25 проц. молока завозится по импорту. Я думаю, что этот закон должен основываться на обеспечении приоритета отечественного сельхозпроизводителя». (Кстати, приморским Законодательным собранием аналогичный краевой закон принят еще несколько лет назад, другой вопрос - насколько он выполняется.)

В меру своей компетенции и изобретательности действуют и власти субъектов федерации. К примеру, губернатор Тюменской области Владимир ЯКУШЕВ подписал постановление о введении предельной торговой надбавки на основные продукты питания в размере 10 проц. На подобные меры пошли власти и других регионов, в частности, Югры и Калининградской области.

«Жаропонижение» в Приморье: и кнутом, и пряником

Что касается Приморского края, то у нас первыми забили тревогу (по крайней мере, если говорить о видимых процессах) законодатели. В минувший четверг вопрос о ценах был поднят на заседании комитета Законодательного собрания Приморского края по экономической политике и собственности. «По мнению ряда депутатов, рост цен не продиктован объективными причинами, и эта проблема разрешима путем согласования интересов между торгующими организациями и главами муниципальных образований», - сообщили в отделе прессы и информации ЗС. Депутаты обратились к губернатору Приморского края с предложением провести по этому поводу совещание. Уже на следующий день, в пятницу, такое совещание с участием депутатов, силовых структур и коммерческих организаций провел первый вице-губернатор края Александр КОСТЕНКО. «Проблема может разрешиться путем эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур», - обнадеживают в департаменте прессы и информации приморского «Белого дома».

По информации «В», на совещании у Александра Ивановича предлагались и обсуждались различные методы воздействия на приморские продуктовые ценники, каждый из которых может быть в той или иной степени претворен в жизнь. Во-первых, нужно стремиться убирать посредников между производителем и потребителем: если средняя отпускная цена на картофель в этом году составила у приморских сельхозпредприятий семь рублей за килограмм, а на рынке та же картошка продавалась за 15, значит, неладно что-то в нашем королевстве. Как вариант, власти муниципалитетов могли бы заняться организацией специальных торговых точек, на которых продовольствием торговали бы сами производители - и тем самым сбивали цены, вынуждая спекулянтов подвинуться. Другим путем может стать тщательная проверка крупных поставщиков продуктов на территорию края: если некоторые из них решили, воспользовавшись ажиотажем, еще сильнее поднять свою прибыль, взвинтив и без того взлетевшие цены, то это легко вычисляется. Кстати, приморские антимонопольщики уже последовали примеру своего столичного начальства: как заявил руководитель Приморского управления ФАС Владимир ТАЛАНЦЕВ, в правоохранительные органы направлен запрос с просьбой установить, по каким ценам оптовики получают товары и по каким затем продают. Понятно, что в условиях рыночной экономики административным путем устанавливать цены проблематично. Но ни для кого не секрет, что у государственных структур имеются и косвенные рычаги влияния - пожарные службы, налоговики, санитары и т. д., и т. п.

Вышеназванные меры носят оперативный «жаропонижающий» характер и направлены на то, чтобы как можно скорее сбить неоправданно выросшие цены. Однако необходимо думать и о перспективе. Выше мы уже приводили слова депутата Законодательного собрания Сергея Сидоренко о том, как Россия смогла уменьшить свою зависимость от импорта мяса птицы. Не менее важны и другие направления. По словам Сергея Петровича, благодаря принятой три года назад краевой программе в Приморье начался рост поголовья свиней, причем рост серьезный: на 30-50 проц. в год. «Еще рано говорить об удовлетворении спроса, но мы прибавляем каждый год, и что самое главное - растет поголовье свиноматок, - рассказывает Сергей Сидоренко. - А вот по крупному рогатому скоту ситуация если не чрезвычайная, то критическая. Несмотря на завоз в Приморье австралийских буренок, поголовье скота все равно снижается. Причем в сельскохозяйственных предприятиях спад почти приостановился, но все дело в том, что у нас две трети поголовья крупного рогатого скота - в личных подсобных хозяйствах, и вот здесь идет серьезное снижение». Поэтому комитетом по продовольственной политике и природопользованию подготовлена соответствующая поправка в краевой бюджет на 2008 год, которая уже передана в бюджетный комитет ЗС и губернатору Приморья на согласование. «Поправка направлена на стимулирование роста поголовья крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах. Мы надеемся, что она будет поддержана, и вот вам пример механизма, с помощью которого краевые власти могут реально влиять на ситуацию», - считает Сергей Сидоренко.

Если говорить о продовольственной безопасности в целом, то очевидно, что властям Приморья следует обратить внимание и на другие отрасли. «Мы слышим о том, что «выстрелила» цена на рис, - продолжает Сергей Петрович. - Две цифры: в 2005-м в крае рис выращивали на площади в 3280 га, а в этом - уже на площади 6026 га. Динамика положительная, но и этот последний показатель - в восемь раз меньше, чем мы имели до перестройки! Но если хотя бы ту площадь, которая есть сейчас, увеличить вдвое, то Приморский край смог бы обеспечивать собственное население. Раньше была другая ситуация - мы кормили весь Дальний Восток».

Не будет хлеба – будут зрелища?

Если государство не сумеет остановить рост цен, последствия могут быть самыми угрожающими. «Из-за роста цен на ряд основных продуктов питания в отдельных регионах страны возникла социальная напряженность», - говорится в принятом депутатами Госдумы обращении к правительству РФ. Некоторые политологи предполагают, что перед думскими и президентскими выборами по стране могут прокатиться акции протеста, которым наверняка воспользуется оппозиция.

Если же дистанцироваться от политики, то в принципе осенний скачок цен может даже принести России пользу - по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Но это - только в том случае, если власти действительно пересмотрят продовольственную политику страны. «К примеру, зависимость Приморья от импорта молока из-за границы и завоза его из других регионов России такова, что мы здесь диктовать быстро ничего не сможем. Нужна целенаправленная долгосрочная политика по увеличению объемов собственного производства. Иначе, если на мировом рынке такие скачки будут продолжаться, ничего не изменится, - уверен Сергей Сидоренко. - Где-то внутренне я даже удовлетворен - естественно, не ростом цен, а тем, что этот скачок наконец-то заставляет задуматься. И, может быть, в итоге не один процент расходной части бюджета страны, как сейчас, будет направляться на село, а гораздо больше. Вдумайтесь: мы единственная страна в мире, направляющая всего один процент на собственное сельское хозяйство, другие государства в основном тратят 10, 11, 15 процентов! Думаю, что-то изменится. Гром грянул - мужик должен перекреститься». С рецептом же открыть границы для ввоза иностранных продуктов Сергей Сидоренко не соглашается: «Если это сделать, наша независимость будет потеряна. Во всех странах власть поддерживает собственное производство. Тем более что с каждым годом проблема продовольствия встает все острее в глобальном масштабе».

Глава Минфина РФ, вице-премьер Алексей Кудрин уже пообещал депутатам Госдумы: «В течение двух-трех месяцев ситуация стабилизируется». Наверное, к этому остается прибавить лишь «в противном случае лягу на рельсы».

P.S. Правительство договорилось с ассоциациями производителей продуктов питания о стабилизации цен. Об этом после совещания у премьер-министра Виктора Зубкова сообщил глава Минсельхоза Алексей Гордеев. «Ассоциации готовы взять на себя обязательства, как саморегулирующиеся организации, чтобы стабилизировать цены и исключить спекулятивные сделки», – цитирует министра РИА «Новости».

~~Предел ценовому беспределу
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил свой рецепт решения проблемы постоянного роста цен на продукты питания.

По его мнению, только государственный контроль цен, несмотря на непопулярность таких мер у сторонников рыночной экономики, сможет сдержать удорожание продуктов. Лидер «Справедливой России» в первую очередь озабочен положением социально не защищенных слоев населения и считает, что эта мера стала необходимостью в нынешней ситуации, когда социально не защищенные граждане, в первую очередь пенсионеры и бюджетники, вынуждены считать каждую копейку. Государство, по мнению Сергея Миронова, должно установить госконтроль цен как минимум по 22 видам продуктов первой необходимости.

- Правительство должно контролировать цены на те продукты, которыми все, в том числе и пенсионеры, пользуются ежедневно, - заявил он. - Есть перечень продуктов первой необходимости, которые люди покупают каждый день. И мне представляется, что государство могло бы четко контролировать цены на эти продукты. Ведь когда меряется инфляция, по методике учитывается порядка 200 наименований товаров и услуг.

Кроме того, Сергей Миронов выступил против засилья на российском рынке импортного продовольствия, в том числе из Украины. По словам лидера «Справедливой России», продовольственную проблему можно решить субсидированием отечественного сельского хозяйства, финансирование которого у нас в десятки раз меньше, чем в Европе.

На сегодня, по его мнению, огромная доля импортного продовольствия, достигающая 45 процентов, а в некоторых регионах и больше, представляет угрозу национальной безопасности.

- Необходимо добиваться производства собственного, экологически чистого продовольствия, иначе сегмент импорта всегда будет довлеть на наших рынках, - заявил Миронов на заседании Совета законодателей при Совете Федерации. - АПК России в состоянии справиться с решением этой задачи при внимании к нему государства и необходимой финансовой поддержке.

Присутствовавший на заседании совета президент Владимир Путин поддержал Сергея Миронова и предложил Совету законодателей сделать все возможное для решения этой проблемы.
Иван ПРОХОРОВ, специально для «В»~~

Автор: Василий Авченко Олегович